редкие материалы в розницу на
Статьи

Антифрикционные покрытия Molykote оптимизируют производство шаровых кранов

Антифрикционные покрытия Molykote оптимизируют производство шаровых кранов

Антифрикционные покрытия Molykote выполняют защитные и смазочные функции одновременно. При этом нет необходимости изменять конструкцию шаровых кранов. Покрытия Molykote не только уменьшают трение и износ деталей трубопроводной арматуры, но и защищают их от воздействия химически-агрессивных и коррозионно-активных сред.

Шаровые краны относятся к запорной трубопроводной арматуре. Помимо удобства применения к их преимуществам можно отнести отличную работоспособность на воздухе, в воде, в кислотных и щелочных средах, а также в присутствии природного газа, нефтепродуктов и т. д.

Производители постоянно решают задачи по оптимизации конструкции шаровых кранов. Это делается в целях уменьшения себестоимости устройств и повышения их эксплуатационных свойств, таких как герметичность. Она может понижаться вследствие большого количества открываний и закрываний кранов, из-за рабочего давления или по причине воздействия факторов внешней среды. Качество шаровых кранов также определяется усилием на привод.

Повысить эксплуатационный ресурс и снизить трение в узлах трубопроводной арматуры можно путем использования при ее изготовлении специально подобранных конструкционных материалов, а также различных методов финишной обработки поверхности деталей. Так, латунь, стали (в том числе нержавеющие) применяются при производстве шаровых пробок. Они полируются и могут быть с хромовым покрытием. Однако использование вышеуказанных материалов и методов обработки весьма затратное.

Применение альтернативных технологий при изготовлении шаровых кранов позволяет улучшить эксплуатационные свойства и является более выгодным решением с точки зрения экономии времени и материальных ресурсов.


Применение антифрикционных покрытий

Использование композиций твердых смазочных веществ помогает оптимизировать технологии изготовления шаровых кранов и их конструкцию. 

Так, антифрикционные покрытия (АФП) Molykote смазывают поверхности деталей и одновременно защищают их от воздействия химически-агрессивных и коррозионно-активных сред. Такие материалы уменьшают трение и интенсивность износа и при этом не требуют изменений конструкции изделий.

АФП производятся на основе твердосмазочного вещества (графита, дисульфида молибдена, политетрафторэтилена или их комбинаций), связующего компонента (например, эпоксидной, полиуретановой или акриловой смолы) и растворителя. Используя различные виды ингредиентов, или изменяя их пропорции, можно получить АФП с разным набором характеристик.

Например, чем больше в составе связующей смолы с низкой электропроводимостью, тем эффективнее защитная функция покрытия. Повышение концентрации твердых смазочных веществ приводит к улучшению смазочной способности материала.

Антифрикционные покрытия наносятся путем распыления, окунания, с помощью трафаретной печати т. д. Вязкость АФП зависит от количества растворителя в нем. Этот компонент после нанесения покрытия испаряется, а связующие вещества отвердевают и обеспечивают материалу надежное сцепление с обрабатываемой поверхностью.

АФП полимеризуются при нагревании или при комнатной температуре. Это зависит от типа смолы в составе материала. После отверждения покрытия образуется полимерная пленка с частицами твердой смазки, имеющая толщину 10…20 мкм (илл. 1).

Илл. 1. Структура антифрикционного покрытия на примере Molykote 3400A Leadfree

Для правильного нанесения покрытия на изделие необходимо:

  • предварительно подготовить поверхность с целью повышения адгезии (обезжирить, применить фосфатирование, механические методы обработки);
  • тщательно перемешать АФП;
  • нанести материал выбранным способом;
  • высушить слой АФП при комнатной температуре до полного испарения растворителя (около 10…15 минут);
  • дождаться полного отверждения смазочного слоя;
  • проконтролировать параметры качества (адгезия, полнота полимеризации, толщины слоя покрытия).

Толщина слоя АФП зависит от количества проходов при смазывании, а также от вязкости состава, которую можно изменять, разбавляя материал растворителем.


Ассортимент антифрикционных покрытий марки Molykote

Ассортимент антифрикционных покрытий Molykote включает в себя более 15 наименований материалов с различными наборами эксплуатационных характеристик.

В таблице 1 указаны АФП Molykote, которые рекомендованы для обработки пробок шаровых кранов, и растворители для изменения вязкости материалов.

Таблица 1. Состав антифрикционных покрытий Molykote

Название АФП Твердое смазочное вещество Связующий компонент Растворитель

Molykote D-7409

Дисульфид молибдена, графит

Полиамид-имид

Molykote 7415 (n-этил-2-пирролидон)

Molykote 3402C Leadfree

Дисульфид молибдена

Специальный

Molykote L-13 (смесь органических растворителей)

Molykote 3400A Leadfree

Дисульфид молибдена

Эпоксидная смола

Molykote L-13 (смесь органических растворителей)

Molykote D-708

Политетрафторэтилен (ПТФЭ)

Эпоксидная смола

Molykote L-13 (смесь органических растворителей)

Приведенные в таблице 1 АФП имеют в своих составах разные типы твердого смазочного вещества и связующего компонента. Кроме того, вышеперечисленные покрытия отличаются соотношением ингредиентов. Благодаря этим различиям каждое из АФП имеет свои свойства: температуру отверждения и время выдержки, баланс антикоррозионных характеристик и износостойкости (таблица 2).

Таблица 2. Характеристики антифрикционных покрытий Molykote

Параметр АФП Molykote D-7409 Molykote 3402C Leadfree Molykote 3400A Leadfree Molykote D-708
Цвет Серо-черный Серый Серый Черный глянцевый
Диапазон рабочих температур, °С -70...+300 -200...+300 -200...+430 -180...+240
Несущая способность1 (испытания на машине Falex), H (МПа) 11100 (2190) 11100 (2190) 16000 (2629) 2250 (985)
Износостойкость (испытания на машине LFW-1 при контактном давлении 623 МПа)2, тыс. циклов 228 108,8 50 13
Коэффициент трения после приработки (испытание на машине LFW-1) 0,03 0,03 0,03 0,1
Защита от коррозии (тест в соляном тумане)3, ч 120 120 500 120
Условия полимеризации: время выдержки, мин./температура, °С 30/+220 120/+20 30/+200 20/+200

1 критическая нагрузка (давление)
2 при возвратно-вращательном движении
3 нанесение на стальную поверхность после фосфатирования

Перечисленные в таблице 2 антифрикционные покрытия устойчивы к топливу, воде, спиртам, ароматическим соединениям, кислотам и щелочам.

Результаты проведенных испытаний подтверждают эффективность технологии АФП. В шаровых кранах с полиуретановыми седлами в качестве эксперимента пробки из латуни покрытые хромом были заменены на стальные (ниже по стоимости).

На воздухе эти пробки были обработаны антифрикционными покрытиями Molykote D-7409 и Molykote 3400A Leadfree (илл. 2). Толщина смазочных слоев – 9 мкм.

Илл. 2. Пробки шаровых кранов с АФП Molykote 3400А Leadfree и Molykote D-7409

В таблице 3 приведены результаты, полученные в ходе испытаний.

Таблица 3. Результаты испытаний шаровых кранов с АФП на пробках

Вид испытания

Нормативное значение

Результат

Герметичность

При рабочем давлении 1 МПа

Утечки отсутствуют

Ресурс

Не менее 14600 циклов

Герметичность сохранилась

Воздействие климатических факторов

-60 °С (2 часа), +120 °С (4 часа)

Повреждения покрытий отсутствуют, утечки отсутствуют

Из таблицы 3 очевидно, что шаровые краны с АФП на пробках уверенно прошли необходимое тестирование.


Заключение

Применение антифрикционных покрытий Molykote в шаровых кранах позволяет улучшить эксплуатационные характеристики изделий и снизить их себестоимость за счет:

  • перехода на более доступные конструкционные материалы для изготовления пробок;
  • отказа от технологии хромирования;
  • исключения трудоемких способов финишной механической обработки.

Кроме того, АФП Molykote помогает уменьшить усилия на привод благодаря наличию твердого смазочного вещества в составе материала. Этот компонент способствует эффективному снижению трения.

Освоение технологии нанесения антифрикционных покрытий требует незначительных инвестиций, так как она основана на применении методов и оборудования для обычного окрашивания.