Опытные автовладельцы знают, что ресурс транспортного средства в немалой степени зависит от качества материалов, используемых для его обслуживания. Экономия на моторном масле или охлаждающей жидкости может обойтись намного дороже, чем регулярное обслуживание автомобиля в соответствии с рекомендациями производителя.
Вода, используемая некоторыми автовладельцами вместо антифриза, абсолютно непригодна для систем охлаждения современного автомобиля.
Почему необходимо использовать антифриз, а не воду?
Охлаждающая жидкость (ОЖ), циркулирующая в системе охлаждения автомобиля, призвана поддерживать оптимальный тепловой режим деталей двигателя, обеспечивая таким образом наилучшие показатели мощности и топливной экономичности силового агрегата.
Доказано, что широкий рабочий диапазон температур имеют водные растворы на базе этиленгликоля или пропиленгликоля. Такие жидкости характеризуются более высокой температурой кипения и более низкой температурой замерзания по сравнению с водой. При низких температурах антифриз практически не увеличивается в объеме и не образует льда (в отличие от воды), поэтому очевидно, что в зимнее время использовать воду в системе охлаждения опасно, так как может привести к разрыву полости.
Что входит в состав современных антифризов?
Базовой составляющей любого современного антифриза является этиленгликоль – прозрачная вязкая жидкость без цвета и запаха. Температура ее кипения составляет около +197 °C, замерзания – около 12 °С. Смесь этиленгликоля с водой в определенных пропорциях позволяет получить жидкость, замерзающую уже при -70 °С.
Однако широкий диапазон рабочих температур – это не единственное требование к антифризам. Необходимыми компонентами качественных антифризов являются специальные антикоррозионные добавки (ингибиторы коррозии), защищающие металлические детали двигателя от разрушения, а также антипенные и защелачивающие присадки.
Как правильно выбрать антифриз?
Качество антифриза оценивается по нескольким показателям:
- плотность: замеряется ареометром или при взвешивании точно отмеренного объема жидкости (1000 см3) – чем плотность выше, тем качество жидкости лучше;
- процент щелочных компонентов в составе пакета присадок: определяется при помощи лакмусовой бумажки – если щелочи мало, срок службы антифриза вряд ли будет долгим;
- наличие антипенной присадки: после взбалтывания канистры с антифризом прослеживаются количество и скорость исчезновения пены.
Качество антифриза ни в коем случае не определяется по его цвету или яркости. Охлаждающую жидкость подкрашивают в целях упрощения контроля за ее уровнем в расширительном бачке.
Каков срок службы антифриза?
Срок службы антифризов, в среднем, составляет около 3 лет (60 000 км). По истечении этого времени охлаждающая жидкость теряет свои свойства: снижается концентрация ингибиторов, запас щелочи, увеличивается коррозионная активность, вырабатываются присадки.