В последнее время все чаще попадаются на глаза отзывы о той или иной универсальной смазке. Специалисты и эксперты разных компаний, автолюбители, дачники, блогеры развернули нешуточную дискуссию на тему – какая универсальная смазка лучше. Этот вопрос сейчас волнует почти всех.
При этом, чем больше мы пытаемся вникнуть в эту тему, тем большая путаница получается. В этой статье мы не будем попытаться понять, что скрывается под этим загадочным термином.
Когда нам необходимо смазать какой-то механизм, мы ищем материалы для этого конкретного механизма. Это те смазки, которые разрабатывались (или характеристики которых идеально подходят) именно для данного конкретного применения. Если нам предстоит обслуживать несколько узлов, которые работают в различных условиях, то нам предстоит выбрать несколько таких специальных смазок. Каждая из них прекрасно подойдет для своего конкретного применения, но будет плохо работать с другими узлами. Это все логично, но неудобно. Запутаться в ассортименте можно.
А существуют ли такие материалы, которые бы подходили для всех случаев жизни? Логика подсказывает, что вряд ли. Да и действительно, ведь, например, от одних смазок мы хотим, чтобы они были жидкими и могли свободно проникать к труднодоступным узлам, а от других – наоборот, чтобы они были густыми и хорошо сцеплялись с поверхностью. Одни смазки должны снижать износ в тяжелых механизмах, другие – смазывать мелкие детали, третьи – обеспечивать герметизацию резиновых уплотнений или резьбовых соединений. В общем, создать такое средство, которое бы заменило собой все другие смазочные материалы, вряд ли возможно. По крайней мере, на современном уровне развития технологий.
Однако в любом крупном магазине, в автосервисах, в интернете имеется огромное количество предложений жидких универсальных смазок, пластичных универсальных смазок, универсальных смазочных средств, универсальных смазок в аэрозолях, универсальных силиконовых смазок, универсальных проникающих смазок и т.д.
Попытки найти четкое определение универсальной смазки успехом не увенчалось. А если нет определения термина, то в это понятие любой может вкладывать все, что захочет.
Однако все смазки, жидкости, аэрозоли, которые представлены на рынке и имеют префикс "универсальная", все-таки имеют одно общее свойство – каждая из них решает сразу несколько задач и выполняет одновременно несколько функций.
По советской классификации, зафиксированной в ГОСТ 23258-78, "универсальная смазка" как отдельная группа материалов не выделяется. Зато присутствует похожий по смыслу термин "многоцелевая смазка".
Согласно стандарту, материалы этой категории предназначены для узлов трения с температурой от -30 до +130 °С, работающих при повышенной влажности. Типичным примером советской универсальной смазки является ЛИТОЛ, которая изготовлена из минеральных масел, загущенных литиевым мылом. Эта смазка поистине заслужила народное признание и применяется повсеместно для обслуживания большинства узлов, работающих в нормальных условиях.
В настоящее время, когда ГОСТ не является обязательным, многие производители также позиционируют свои пластичные смазки как универсальные, даже если они предназначены для решения всего двух задач:
- Обеспечивают хорошие смазочные свойства
- Выполняют функцию защиты от коррозии
Так, благодаря широкому применению в различных узлах солидолы различных сортов тоже многие считают универсальной смазкой, хотя его температурный диапазон (до +70 °С) не подпадает под требования стандарта.
Однако, в этом случае практически все пластичные смазки можно отнести к этой группе, так как большинство из них решают задачи, список которых достаточно широк.
В последние годы большую популярность получили средства в виде жидкостей в аэрозольной упаковке, способные, например, не только смазывать, но и одновременно размягчать ржавчину, вытеснять влагу, удалять различные загрязнения, использоваться для консервации механизмов и т.д. Многие применяют термин "универсальная смазка" именно по отношению к ним. Насколько это справедливо?
Действительно, большинство таких жидкостей имеет длинный список назначений и функций, т.е. являются многоцелевыми или универсальными. В то же время, эти материалы имеют различный состав (порой составляющий коммерческую тайну), определяющий баланс полезных свойств.
Зачастую эти свойства противоречивы и при изготовлении материала по традиционным технологиям практически исключают друг друга. Например, для того, чтобы смазка имела хорошие проникающие свойства, она должна быть жидкой. А вот для того, чтобы хорошо удерживаться на смазанных поверхностях, она должна быть густой. Очищающие свойства обеспечиваются введением в рецептуру большого количества растворителей, а антифрикционная и противоизносная способность достигается включением в состав смазочных веществ. При этом вязкость состава повышается, и проникающие свойства, соответственно, снижаются.
Наиболее популярны сейчас аэрозольные универсальные смазки. Они содержат в своем составе следующие компоненты в различных сочетаниях и пропорциях:
растворитель или их смесь, например, уайт-спирит;
пропеллент;
смазочные вещества;
различные углеводородные соединения;
присадки и ингибиторы коррозии.
Кроме того, некоторые средства содержат в своем составе отдушки для придания приятного запаха.
Комбинируя состав и пропорции перечисленных компонентов, можно добиться от средства тех или иных свойств.
Еще один штрих, который добавляет немного функционала любой универсальной аэрозольной смазке – это наличие насадки в виде трубочки, которая позволяет подать смазку точно в зону трения, даже если она находится в труднодоступном месте.
Для придания хорошей проникающей способности в состав универсальной смазки вводится большое количество растворителей. У наиболее популярных составов их доля достигает 50 % и более.
Пропелленты используют для выталкивания остальной смеси из аэрозольного баллона. Обычно для этих целей применяют двуокись углерода или углеводородный пропеллент. Некоторые типы пропеллентов при повышенном давлении внутри баллона растворяются в жидком составе, визуально увеличивая объем действующего вещества, однако после распыления газ улетучивается.
Для обеспечения антифрикционных свойств обычно используют масла. Чем их больше в составе продукта, тем лучше его смазывающие свойства. Но при этом повышается вязкость состава и снижаются проникающие свойства. Некоторые производители используют масла с тем или иным загустителем. Например, добавление в базовое масло сульфоната кальция придает смазке более высокую несущую способность.
Встречаются также средства в виде дисперсии твердых смазочных веществ в масле с добавлением присадок и ингибиторов коррозии.
УНИВЕРСАЛЬНАЯ СМАЗКА
EFELE UNI-M SPRAY
Такая гибридная технология применена при создании универсальной смазки
EFELE UNI-M Spray. Сочетание жидкого масла и сухих смазок позволяет существенно повысить смазывающие свойства и сохранить проникающую способность. Мелкодисперсные частицы твердых смазочных веществ при нанесении заполняют и сглаживают микронеровности поверхности. За счет этого снижается трение и износ.
Илл. 1. Структура универсальной смазки EFELE UNI-M SPRAY на поверхности
Благодаря тщательно подобранному составу компонентов универсальная смазка EFELE UNI-M Spray обладает оптимальным набором эксплуатационных свойств. Она обеспечивает подвижность заклинивших механизмов, вытесняет влагу, размораживает замки, размягчает ржавчину и помогает открутить прикипевшие болты, используется как очиститель поверхностей, предотвращает образование коррозии, устраняет скрипы, смазывает и консервирует – то есть является по настоящему универсальной смазкой.
Илл. 2. Функциональные возможности универсальной смазки EFELE UNI-M SPRAY
Итак, мы выяснили, что несмотря на необычайно высокую популярность выражения "универсальная смазка" – до сих пор не существует его единого толкования или четкого определения, закрепленного каким-либо нормативным актом. Из самого же выражения можно уяснить, что это средство, во-первых, предназначено для снижения трения и изнашивания поверхностей, во-вторых – решает ряд других задач.
Илл. 3. Примеры применений универсальной смазки EFELE UNI-M SPRAY
Абсолютно универсальных смазок не существует. Каждое из доступных на рынке средств имеет свой уникальный баланс эксплуатационных свойств. В зависимости от рода предполагаемых работ необходимо выбирать такую универсальную смазку, которая будет отвечать вашим требованиям и обладать наилучшим соотношением "Цена-Качество".
Имея в своем арсенале хорошую универсальную смазку в аэрозольной упаковке, можно существенно сэкономить, отказавшись от приобретения большого количества смазочных материалов, предназначенных для конкретных применений.