Самоходные машины (строительная, дорожная, сельскохозяйственная и другая техника специального назначения) работают в тяжелых специфических условиях. Их узлы испытывают экстремальные нагрузки, подвергаются воздействию агрессивных факторов окружающей среды – влаги, пыли, грязи, высоких и низких температур. Применение для спецтехники этой группы обычных автомобильных масел не обеспечивает ее длительную и надежную работу, так как комплекс свойств стандартных масел не соответствует условиям эксплуатации. Для использования в двигателях, гидравлических передачах, трансмиссиях и прочих механизмах самоходных машин предназначены специальные тракторные масла.
Тракторные масла выбираются по таким общепринятым критериям как:
- тип базового масла (минеральное, синтетическое, полусинтетическое);
- индекс вязкости масла;
- состав присадок;
- количественное содержание серы и парафина.
Каждый из подлежащих смазыванию узлов тракторной техники работает в разных условиях. Так, например, элементы трансмиссии подвержены высоким нагрузкам, а детали цилиндро-поршневой группы двигателя работают при экстремально высоких температурах. Естественно, свойства масел для таких систем должны различаться и соответствовать всем требованиям, которые накладываются условиями эксплуатации.
Современная промышленность выпускает широкую номенклатуру тракторных гидравлических жидкостей, масел для дизельных тракторных двигателей, а также трансмиссионных масел. Каждый из этих видов продукции наиболее полно учитывает особенности работы тех или иных систем. Однако специфика эксплуатации тракторной техники предполагает работу на строительных площадках и объектах, которые могут быть расположены на расстоянии нескольких десятков, а то и сотен километров от складов горюче-смазочных материалов. В таких условиях обслуживание каждого из узлов трения специальными маслами является затруднительным и невыгодным. В целях упрощения техобслуживания и ведения складского хозяйства в последнее время разработаны универсальные всесезонные тракторные масла, удовлетворяющие всем требованиям эксплуатации двигателей, трансмиссии и гидравлических систем самоходной техники.
По назначению и степени универсальности современные масла для тракторов классифицируют следующим образом:
- cуперуниверсальные тракторные масла (STOU – Super Tractor Оil Universal) – предназначены для дизельных и бензиновых двигателей, в том числе с турбонаддувом, а также для работы гидромеханических и механических передачах, в том числе с мокрыми тормозами;
- универсальные трансмиссионные масла (UTTO – Universal Tractor Transmission Оil) – предназначены для всех типов передач, включая передачи с мокрыми тормозами, и для гидравлических механизмов;
- универсальные трансмиссионные масла (TOU – Tractor Oil Universal) – предназначены для работы в механических передачах (кроме передач с мокрыми тормозами), а также в гидравлических механизмах;
- тракторные гидравлические жидкости (THF – Tractor Hydraulic Fluid);
- масла для тракторных двигателей.
Применение универсальных тракторных масел гарантирует долговечность самоходных машин в любых климатических условиях при минимальных затратах на обслуживание.