Трансмиссионные масла находят свое применение в следующих ключевых узлах автомобиля:
- коробка передач;
- раздаточная коробка;
- промежуточный и ведущий мосты;
- червячные и реечные передачи рулевого управления.
В некоторых узлах трения (шарнирах рулевой тяги, карданной передаче, шаровой опоре) при условии их герметичности возможно применение как трансмиссионных масел, так и пластичных смазок.
Большая номенклатура смазочных материалов, различные условия эксплуатации транспортных средств и соответствующие требования к свойствам продуктов приводят к определенным трудностям при подборе трансмиссионного масла. Существенно облегчить задачу помогает маркировка, указывающая на отнесение масла к определенному классу в соответствии с той или иной системой классификации.
Наиболее популярными и информативными зарубежными классификациями, применимыми к трансмиссионным маслам, являются международные системы SAE и API. В России классификацию масел принято проводить в соответствии с действующим стандартом ГОСТ-17479.2-85. Согласно этому документу масла делятся по классам вязкости и эксплуатационным группам. Трансмиссионные масла, в зависимости от вязкости при температуре 100°С, разделены на четыре класса (9, 12, 18 и 34), а по уровню эксплуатационных свойств и основным областям применения – на пять групп (1-5).
Классификация по ГОСТу затрудняет определение диапазона рабочих температур трансмиссионных масел. В связи с этим отечественные производители обычно указывают их соответствие классам по SAE J306. Согласно этой системе в настоящее время все трансмиссионные масла делятся на 4 "зимних" (70W, 75W, 80W, 85W) и 7 "летних" (80, 85, 90, 110, 140, 190, 250) классов. Всесезонным трансмиссионным маслам присваивается двойное обозначение (75W-90, 80W-140 и т.п.).
Классификация API, ориентированняа на рабочие характеристики трансмиссионных масел, подразделяет их на семь групп: GL-1, GL-2 , GL-3 , GL-4 , GL-5 , GL-6 и МТ-1. В системах трансмиссии легковых автомобилей, как правило, применяются масла групп GL-4 (для умеренных условий эксплуатации в цилиндрических, спирально-конических и гипоидных зубчатых передачах) и GL-5 (для тяжелых условий эксплуатации в гипоидных передачах).
Выбор трансмиссионных масел | |||
Категория по API | Тип | Применение | Соответствие ГОСТ |
GL-1 | Минеральное масло без присадок | ТМ1 | |
GL-2 | Минеральное масло без присадок | Червячные передачи, промышленное оборудование | ТМ2 |
GL-3 | Содержит противозадирные присадки | Ручные КПП, спирально-конические передачи (КПП и задние мосты грузовых автомобилей) | ТМ3 |
GL-4 | Содержит противозадирные, противоизносные и другие присадки | Ручные КПП, спирально-конические передачи (КПП и задние мосты грузовых автомобилей) | ТМ4 |
GL-5 | Содержит противозадирные, противоизносные и другие присадки | Гипоидные и другие типы передач (ведущие мосты легковых автомобилей) | ТМ5 |
Основными критериями при выборе трансмиссионного масла являются удельные нагрузки, действующие на поверхностях трения, и скорости относительного скольжения. В дополнение к этим двум требованиям важное значение имеют вязкость трансмиссионного масла и наличие в нем присадок, прежде всего, противозадирных. В состав присадок, как правило, входят сернистые соединения, которые в условиях критических режимов работы способны вызвать изменения металла на химическом уровне. Благодаря их действию на поверхностях деталей и узлов создается тонкая защитная пленка, которая в процессе эксплуатации превращается в продукты износа. При этом сама поверхность металла остается относительно целостной, без грубых задиров. Хотя этот процесс частично разъедает поверхность деталей, общий износ узлов значительно снижается.
При выборе трансмиссионного масла для конкретного автомобиля следует, прежде всего, максимально точно придерживаться рекомендаций производителя, указанных в заводской спецификации. Использование масла более низкой категории, чем требует производитель, приводит к повышенному износу узлов агрегата и его выходу из строя, а использование масла более высокой категории не всегда экономически выгодно.
При отсутствии каких-либо специальных требований подбор трансмиссионного масла следует производить, руководствуясь следующими принципами.
- Для систем трансмиссии грузовых автомобилей со спирально-коническими передачами оптимально подойдут масла группы GL-3.
- Для редукторов с гипоидным зацеплением шестерен возможно использование масла только класса GL-5 (как для грузовых, так и для легковых автомобилей), так как масла более низких категорий не способны обеспечить надежную защиту зубцов гипоидной пары от задиров.
- Для ведущих мостов легковых автомобилей следует выбирать масла класса GL-5 , а для механических коробок переключения передач – класса GL-4.
Выбор трансмиссионного масла должен производиться на основе учета не только уровня его рабочих характеристик, но и вязкости. При эксплуатации автомобилей в диапазоне умеренных температур хорошо зарекомендовали себя летние трансмиссионные масла с вязкостью 90 по SAE. При использовании всесезонных масел можно использовать продукты с маркировками 75W-90, 80W-90 и 85W-90. Масла с индексом 80W-90 являются наиболее универсальными, a продукты с обозначением вязкости 75W-90 обеспечивают надежную работу механизмов даже в самых суровых зимних условиях.
Следует заметить, что только качественные смазочные материалы гарантируют предотвращение преждевременного износа узлов и поддержание бесперебойной работы автомобиля. По этой причине при выборе трансмиссионного масла лучше отдавать предпочтение брендам с высокой репутацией, качество продукции которых проверено многолетней практикой.