В течение нескольких последних десятилетий на рынке смазочных материалов наметилась тенденция к ужесточению требований, предъявляемых к качеству масел для коммерческого и пассажирского транспорта. Новые нормы, как и принято, фиксируются в спецификациях основных международных организаций: API (Американский Институт Нефти), SAE (Общество автомобильных инженеров), ILSAC (Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов).
Новое в SAE
Обычно все изменения и новые стандарты, которые планируется вводить в спецификации, предсказуемы, а сами классификации можно считать практически устоявшимися. Так было до осени 2012 года, пока не стало известно о новшествах в SAE. В СМИ появились сведения о том, что стандарт SAE J300 пополнился совершенно новой классификацией вязкости – SAE 16. Логично предположить, что вскоре на рынке смазочных материалов появятся масла с чрезвычайно низким значением вязкости при высокой скорости сдвига (HTHS) и высоких температурах работы двигателя. Цифра 16 (а не 15) в обозначении новой классификации выбрана неслучайно, а в целях избежать путаницы с похожей классификацией масел – SAE 15W-X.
Новое в ILSAC
Изменения в SAE не могли не отразиться на смежных классификациях моторных масел. Первой о предстоящих переменах в спецификации объявила организация ILSAC. К 2016 году предполагается введение нового стандарта ILSAC GF-6, в котором будет 2 версии: GF-6A и GF-6B.
Первая из них (GF-6A) заменит все предыдущие стандарты (GF-1, 2, 3, 4, 5). Значение показателя HTHS в нем составит не менее 2,6 мПа/сек. Вторая версия (GF-6B) будет отличаться от всех предыдущих тем, что в данном стандарте значение HTHS составит менее 2,6 мПа/сек. Масла, отвечающие обеим версиям стандарта GF-6, будут иметь вязкость 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Вязкость по SAE 16 будут соответствовать категории GF-6B.
Новое в API
Американский институт нефти API также не остался в стороне от грядущих изменений. Ориентировочно в июле 2016 года планируется создание новой спецификации масел для коммерческой техники (рабочее название – РС-11). В данную категорию войдут моторные масла с такими свойствами как улучшенная топливная экономичность, совместимость с биотопливом и системами очистки выхлопных газов нового поколения. Данный вид масел в обязательном порядке будет проходить усовершенствованные тесты: «Adhesive Wear» test, Caterpillar C-13 Aeration test, Mack T-13 ring, liner and bearing wear test, посредством которых предполагается проверять стабильность масел к сдвиговым нагрузкам, степень улучшенных антиокислительных свойств, противостояние задиру и износу. Аналогично новой спецификации ILSAC, категория PC-11 будет разделена на две версии: PC-11 «new» и PC-11 «legacy». Последняя будет полностью совместима с предыдущими категориями (CJ-4, CI-4 и т.д.). PC-11 «new», отличающаяся низкими значениями показателя HTHS, будет обособлена. Назначение этой версии – применение в новейших двигателях, допускающих использование маловязких масел.