В Европе большинство грузовых автомобилей с дизельными двигателями оснащены системами SCR. Такие технологии помогают большегрузной автотехнике соответствовать европейским экологическим стандартам. В качестве основного компонента в SCR используется водный раствор мочевины AdBlue. Принимая во внимание всю строгость европейских законов, касающихся экологической обстановки, многие автопроизводители устанавливают на автотранспорт (легковые автомобили, минивэны, внедорожники и микроавтобусы) системы BlueTec.
Расход AdBlue в SCR – около 5% от общего расхода топлива. Такая экономичность дает возможность системе функционировать на протяжении нескольких тысяч километров пути. В BlueTec (для легковых автомобилей) водного раствора мочевины хватает в среднем на 20000 км. Именно поэтому автовладелец со временем сталкивается с задачей – где и как заправиться реагентом AdBlue.
В ряде стран Европы и СНГ эту жидкость можно приобрести в специализированных магазинах и на обычных автозаправочных станциях (АЗС).
Существует несколько особенностей, которые минимизируют риск заливки в топливный бак Adblue и наоборот:
• оборудование для заправки AdBlue отмечено особой маркировкой;
• заправочные пистолеты для реагента компактнее топливных;
• крышка горловины бака системы SCR окрашена в ярко-синий цвет;
• заливное отверстие для раствора мочевины имеет меньший диаметр по сравнению с топливным.
В России данный реагент можно приобрести самостоятельно (в канистрах, IBC-контейнерах (еврокубах) и бочках).
В настоящее время единственным производителем Adblue в нашей стране является компания EFELE. Раствор мочевины EFELE AdBlue изготавливается при наличии лицензии и под контролем VDA, что обеспечивает соответствие реагента мировым стандартам качества при невысокой стоимости.
Заправка может осуществляться с помощью специальных устройств (насосов с питанием от бортовой автосети, шлангов с пистолетом для бака, шлангов для забора мочевины из канистры) на станциях техобслуживания или непосредственно автовладельцами.
Даже минимальное количество примесей в составе AdBlue снижает работоспособность системы SCR, а также способно в кратчайшие сроки вывести ее из строя. Именно поэтому, во избежание загрязнения реагента строго запрещается пользоваться приспособлениями для заправки и разлива (воронками, насосами и шлангами), которые находились в контакте с маслами, антифризами, топливом и другими жидкостями.
Применение раствора мочевины AdBlue, изготовленного в ненадлежащих условиях, неизбежно приведет к нарушению хода химических реакций нейтрализации и выходу системы SCR из строя.