Введение
Клапаны осевого типа разработаны для использования в качестве регулирующего или отсечного элемента. Они получили распространение в трубопроводной арматуре на нефтепроводах, нефтеперерабатывающих предприятиях, в газотранспортных и газодобывающих системах и в иных производственных сферах. Устройства осевого типа имеют широкодиапазонную характеристику регулирования, что помогает изменять давление и пропускную способность для достижения необходимых условий.
Осевой клапан обеспечивает простоту и надежность конструкции, долгий срок службы и долговечность узлов, чем и заслужил популярность. Тем не менее, в подвижных частях клапана при низких скоростях зачастую возникает повышенное трение, что негативно сказывается на эксплуатационных характеристиках оборудования и ведет к преждевременному износу.
Как снизить трение в клапане?
Осевой клапан реечного типа представляет собой расположенные под углом 90° косозубые рейки – шток поршня и шпиндель. Такая конструкция обеспечивает высокую точность и минимальный зазор между двумя рейками.
Для работы механизма требуются значительные усилия, что вызвано высокими нагрузками на конструкцию и трением между зубьями. При эксплуатации клапана возникает упругая деформация, что приводит к истиранию и изменению геометрии реек. Результатом может стать заклинивание передачи и заедание всего механизма.
Предотвратить разрушение и деформацию клапанов осевого типа призваны смазочные материалы. Они должны быть устойчивы к высоким нагрузкам, выдерживать высокие давления, возникающие при трении деталей.
Пластичные смазки в данной ситуации имеют малую эффективность. Материал выдавливается из области трения, формируя слишком тонкую пленку, не обеспечивающую необходимой защиты.
В заданных условиях эксплуатации наиболее эффективны твердосмазочные материалы. Они снижают коэффициент трения до 0,03, выдерживают давление до 2500 МПа, могут использоваться при скоростях до 0,5 м/с и температурах от -200 до +600 °С.
Для снижения трения в зубчатом зацеплении осевых клапанов инженерами компании Modengy была разработана и внедрена технология твердосмазочных материалов на основе антифрикционного покрытия (АТСП).
В чем преимущества антифрикционного покрытия?
Антифрикционные твердосмазочные покрытия созданы на основе мелкодисперсных твердых частиц, распределенных в связующих веществах и растворителях.
При нанесении покрытия растворители испаряются, а твердые компоненты полимеризируются. Смазка образует тонкое покрытие в виде пленки толщиной 5-35 мкм.
Преимущества технологии АТСП:
- Снижает коэффициент трения до 0,03.
- Имеет высокие несущие способности до 2500 МПа.
- Работает при широком диапазоне температур.
- Покрытие устойчиво к смыванию и химически агрессивным средам.
- Работает в условиях вакуума и радиации.
- Имеет высокую износостойкость и обеспечивает защиту от коррозии.
АТСП MODENGY 1004 и MODENGY 1005 для реечных механизмов
Компания MODENGY производит антифрикционные твердосмазочные покрытия MODENGY 1004 и MODENGY 1005, которые повышают эксплуатационные характеристики клапанов осевого типа.
Материалы наносятся на стадии производства или перед началом эксплуатации однократно. После полимеризации антифрикционные покрытия обеспечивают надежное смазывание, снижают трение в течение всего срока службы узла.
Основное преимущество антифрикционного покрытия MODENGY 1004 – максимальная защита изделия от коррозии и работа в широком диапазоне температур. Материал обеспечивает покрытие с высокой несущей способностью, способное работать в запыленных средах.
АТСП MODENGY 1005 характеризуется значительно более высокой износостойкостью, превосходящей MODENGY 1004 в несколько раз. Однако материал имеет более низкие коррозионные свойства и выдерживает ограниченный температурный режим.
Рассмотрим основные характеристики твердосмазочных покрытий MODENGY 1004 и MODENGY 1005 в таблице.
Характеристика |
MODENGY1004 |
MODENGY 1005 |
---|---|---|
Цвет |
Серый матовый |
Серый матовый |
Твердый смазочный материал |
Дисульфид молибдена |
Дисульфид молибдена, графит |
Время и условия отверждения |
40 минут при 200 °С |
60 мин при 150 °С / 30 мин при 150 °С |
Диапазон рабочих температур |
-200…+440 °С |
-70…+225 °С |
Несущая способность по ASTM D2625 |
16 000 Н |
15 000 Н |
Износостойкость по ASTM D2714 |
50 тыс. циклов |
280 тыс. циклов |
Средний расход покрытия |
70 г/ м2 |
67 г/ м2 |
Как наносить антифрикционное покрытие?
Антифрикционные твердосмазочные покрытия имеют жидкую консистенцию, поэтому наносятся на поверхность методом распыления или погружения по следующему алгоритму:
- Предварительно рабочую поверхность необходимо подготовить: тщательно очистить и обезжирить.
- АТСП необходимо хорошо перемешать перед использованием. Наносить покрытие можно распылением, погружением или кистью, толщина не должна превышать 10-20 мкм.
- Покрытие частично полимеризуется в течение 5 минут, после чего обработанное изделие можно транспортировать без риска повреждения. Полное отверждение происходит при нагреве в течение 30-60 минут. Конкретные условия затвердевания зависят от марки покрытия.
Антифрикционные твердосмазочные покрытия MODENGY были протестированы при работе реечных механизмов клапанов осевого типа. В результате было отмечено, что покрытие отлично справляется с поставленными задачами, обеспечивает надежную антикоррозионную защиту, увеличивает плавность хода и точность регулирования клапана. Также выполняется главная задача – снижение трения в 3-5 раз.
Заключение
Для реечных механизмов клапанов осевого типа наиболее важной задачей является снижение коэффициента трения при низких скоростях и высоких нагрузках. Наиболее эффективными смазочными покрытиями для таких ситуаций являются антифрикционные твердосмазочные покрытия производства компании MODENGY.
АТСП позволяют значительно уменьшить трение, обеспечивают антикоррозионую защиту и продлевают срок службы всего узла.