Смазочные материалы служат для обеспечения работоспособности узлов оборудования, снижения трения и износа в самых различных условиях эксплуатации.
Традиционные смазки и масла рассчитаны для работы в условиях обычных температур, скоростей и нагрузок без чрезмерных агрессивных воздействий окружающей среды. Такие материалы подходят для большинства узлов и механизмов.
Для работы в тяжелых условиях созданы специальные смазочные материалы. Они выдерживают экстремально высокие и низкие температуры, высокие нагрузки, химические воздействия и т.д. Однако даже такие смазки зачастую не отвечают всем требованиям и условиям эксплуатации для многих применений.
Что же происходит в таких случаях?
При воздействии низких температур смазки густеют и теряют свои смазывающие свойства. Они не образуют разделительного смазочного слоя и перестают обеспечивать защиту от износа.
Высокие температуры приводят к выгоранию смазочных составов, вытеканию их из узлов трения, коксованию. Зачастую продукты разрушения таких смазок сами приобретают свойства абразивов и усиливают износ оборудования.
Под воздействием высоких нагрузок, особенно при низких скоростях движения, смазочные материалы выдавливаются, а смазочная пленка разрушается. Металлические поверхности начинают непосредственно контактировать друг с другом, что вызывает их усиленный износ. Движение механизмов в этом случае становится неравномерным, скачкообразным.
Традиционные смазочные материалы, обладая вязкой консистенцией, способствуют налипанию пыли и абразивных загрязнений. Попадая вместе со смазкой в узле трения также способствует усиленному износу конструкций, механизмов.
Чтобы обеспечить в таких условиях работоспособность оборудования, необходимо производить частое пересмазывание узлов. Процедура эта трудоемкая и затратная. Во многих случаях она требует останова всей технологической линии.
Именно поэтому весьма актуальна задача по повышению надежности оборудования в суровых условиях эксплуатации и оптимизации его сервисного обслуживания.
Решение этих задач становится легко достижимым с применением вместо традиционных масел и смазок инновационной технологии сухих смазок на основе специальных материалов MODENGY, разработанных российской компанией ООО «Моделирование и Инжиниринг».
Антифрикционные покрытия MODENGY активно применяются на многих предприятиях. Так, на автомобильных заводах эти составы используются при массовом производстве поршней для ДВС.
Методом трафаретной печати наносятся материалы в форме жидкости.
Кроме того, было разработано несколько антифрикционных твердосмазочных покрытий на основе политетрафторэтилена.
Самые популярные материалы MODENGY – антифрикционные покрытия MODENGY 1001 и MODENGY 1002 – позволяют с минимальными вложениями достичь результата – повысить надежность оборудования и сократить частоту сервисного обслуживания.
Принцип действия антифрикционных покрытий MODENGY
Антифрикционные покрытия MODENGY 1001 и 1002 состоят из множества очень мелких частиц твердых смазочных веществ – дисульфида молибдена и графита. Эти частицы распределены в среде смеси растворителей и специального связующего вещества.
После нанесения на поверхность твердые микрочастицы заполняют впадины микронеровностей. После испарения растворителей связующее вещество отверждается. При этом на поверхности образуется твердая сухая пленка, представляющая собой полимерную или неорганическую матрицу, прочно удерживающую в своих ячейках частицы твердосмазочных веществ.
Такая пленка крепко сцеплена с поверхностью и обладает исключительными защитными и смазывающими свойствами в самых тяжелых условиях эксплуатации!
Толщина такой пленки составляет всего 15-25 мкм и практически не изменяет геометрических размеров деталей. Благодаря заполнению микрорельефа поверхности эффективная площадь контакта пары трения, также способность воспринимать большую нагрузку существенно увеличиваются.
Образованная покрытием очень скользкая пленка предотвращает непосредственный контакт металлических поверхностей, снижает трение и износ в очень большом диапазоне температур и нагрузок, предотвращает образование задиров, облегчает приработку деталей. Срок действия антифрикционных покрытий MODENGY очень большой и зачастую соответствует сроку службы обработанной детали или узла.
Какие задачи решают антифрикционные покрытия MODENGY?
Антифрикционные твердосмазочные покрытия (АТСП) MODENGY 1001 и MODENGY 1002 предназначены для решения следующих основных задач:
- Снижения трения в металлических узлах
- Обеспечения работоспособности при экстремально высоких и низких температурах
- Обеспечения смазочных функций в пыльной среде
- Стабилизации трения
- Предотвращения образования задиров, схватываний и заеданий
- Снижения износа
- Облегчения демонтажа резьбовых соединений
- Облегчения приработки
- Ресурсного смазывания (узлы не требуют обслуживания)
- Выполнения функции антиаварийной смазки
- Снижения допусков к качеству обработки поверхности
Преимущества MODENGY
Технология сухой смазки, реализуемая покрытиями MODENGY, обладает комплексом преимуществ по сравнению с традиционными смазочными технологиями и антифрикционными покрытиями других производителей.
Эти достоинства отмечают технические службы многих российских предприятий, применивших новую технологию на практике. Вот некоторые из них:
- Достижение минимальных значений коэффициента сухого трения (до 0,03)
- Снижение износа
- Эффективное предотвращение образования задиров
- Сохранение смазочных и защитных свойств при температурах от -210 до +440 °С
- Предотвращение скачкообразного движения
- Способность работать при высоких нагрузках до 2500 МПа
- Более быстрая и качественная, по сравнению с традиционными смазками, приработка
Составы MODENGY 1001 и MODENGY 1002 наносятся и отверждаются в обычных условиях, без нагревания или применения дополнительного оборудования. С помощью фасовок в аэрозольных баллонах эти покрытия можно быстро и удобно наносить. При этом соотношение компонентов подобраны так, чтобы обеспечить максимально экономичное распыление при высоком качестве нанесения.
Чем отличаются MODENGY 1001 и MODENGY 1002?
Антифрикционные покрытия MODENGY 1001 и MODENGY 1002 отличаются друг от друга по составу.
Так, если MODENGY 1001 представляет собой частицы дисульфида молибдена и графита в неорганическом связующем, то в состав MODENGY 1002 в качестве твердосмазочного вещества входит только дисульфид молибдена, а связующим веществом являются полимерные соединения.
Состав любого материала определяет его свойства, поэтому и рабочие характеристики покрытий Modengy несколько отличаются.
MODENGY 1001 работает при температурах от -180 до +440 °С. Верхняя граница этого диапазона существенно выше, чем у MODENGY 1002. Данное покрытие эффективнее снижает износ и работает при более высоких нагрузках по сравнению с MODENGY 1002. Эти превосходства достигнуты за счет синергетического взаимодействия графита и дисульфида молибдена, входящих в состав покрытия в определенных пропорциях.
Кроме того, MODENGY 1001 характеризуется высокой скоростью отверждения.
MODENGY 1002 имеет более низкую границу рабочих температур (от -210 до +320 °С). Этот состав обеспечивает высокую степень защиты от образования коррозии (до 2,5 лет на открытом воздухе). В отличие от MODENGY 1001, это покрытие после отверждения не имеет эффекта меления – то есть не пачкается.
По составу фасовок данные покрытия также имеют небольшое отличие. MODENGY 1001 выпускается в аэрозольных баллонах по 210 мл, банках по 1 кг и ведрах по 4,5 кг. MODENGY 1002 дополнительно имеет еще одну фасовку - аэрозольный баллон объемом 520 мл.
Область применения покрытий
Благодаря уникальным характеристикам антифрикционных покрытий MODENGY 1001 и MODENGY 1002 они достаточно универсальны в применении. Эти составы отверждаются при комнатной температуре, просты в использовании и не требуют какого-либо специального оборудования для нанесения. Все это сделало покрытия необычайно востребованными на предприятиях самых разных отраслей промышленности.
Отличаясь друг от друга некоторыми рабочими свойствами, эти составы, тем не менее, могут выполнять одни и те же функции и хорошо дополняют друг друга в различных применениях.
MODENGY 1001 применяется для смазывания подшипников и направляющих скольжения, открытых и закрытых зубчатых передач, шлицевых соединений. Этот материал хорошо себя зарекомендовал и в других парах трения "металл-металл" при высоких нагрузках и низких скоростях.
Покрытие широко используется для штоков, ходовых винтов и других элементов трубопроводной арамтуры, в клиновых и шиберных задвижках, для резьбовых соединений из нержавеющей стали, а также для замков, направляющих, петель, шарниров и других узлов автомобильной техники.
Смазочное покрытие MODENGY 1002 эффективно для направляющих и опор скольжения, зубчатых передач, шлицевых, шпоночных, резьбовых соединений, регулировочных клиньев и других пар трения "металл-металл".
Покрытие хорошо проявило себя при обслуживании телескопических стрел подъемно-транспортных механизмов, для обработки резьбовых соединений при изготовлении и обслуживании насосно-компрессорных и обсадных труб, в резьбах бурильного и забойного оборудования.
Это покрытие хорошо защищает поверхности не только от трения и износа, но и от различных видов коррозии и фреттинг-коррозии.
Как правильно нанести покрытия?
Наилучший результат от применения антифрикционных покрытий MODENGY 1001 и MODENGY 1002 может быть достигнут только при соблюдении несложной технологии нанесения.
Составы наносятся методом распыления с использованием стандартной упаковки в виде аэрозольных баллонов либо с помощью имеющегося распылительного оборудования (из банок и ведер).
Нанесение производится в несколько этапов:
Поверхность необходимо предварительно подготовить – очистить от загрязнений и пыли, затем обезжирить (для этой цели лучше всего использовать специальный очиститель MODENGY).
Для равномерного распределения частиц твердых смазок в среде связующего вещества составы следует хорошо перемешать. Аэрозольные баллоны нужно энергично встряхнуть в течение не менее 3 минут после появления стука шариков.
Распылять покрытие на поверхность следует с расстояния 25-30 см, не останавливаясь на одном месте во избежание потеков.
Нанесенное покрытие предварительно высушивается при комнатной температуре в течение 5-15 минут до появления матовости поверхности. После такой сушки изделие можно транспортировать без риска повредить нанесенный слой.
При необходимости наносится последующий слой покрытия.
Производится окончательная сушка покрытия при комнатной температуре.
На расположенном ниже видео подробным образом рассмотрен процесс нанесения антифрикционного покрытия MODENGY Для деталей ДВС из аэрозольного баллона с предварительной подготовкой поверхности.
Правильно нанесенные на предварительно подготовленную поверхность покрытия позволят успешно управлять трением и обеспечат длительную и бесперебойную работу высоконагруженного оборудования в самых тяжелых условиях эксплуатации.