К моменту создания классификации JASO Япония накопила огромный опыт эксплуатации и производства двухтактных и четырехтактных двигателей. Из-за того что ни одна из действующих классификаций масел не могла удовлетворить растущие требования к качеству смазочных материалов для японских двигателей – особенно требования экологов к снижению токсичности выхлопных газов – Японская организация автомобильных стандартов (Japanese Automobile Standarts Organization) приняла решение о введении собственной системы сертификации и лицензирования моторных масел JASO.
Необходимость объяснялась, в том числе, следующими причинами:
- высокой степенью износа деталей клапанного механизма дизельных двигателей при применении масел с большим содержанием дисперсантов (особенно категории API CG-4);
- образованием высокотемпературных отложений на поршнях из-за более низкого расположения верхнего кольца в современных японских двигателях по сравнению с европейскими и североамериканскими;
- повышенной кислотностью (а соответственно, и риском образования коррозии) в распространенных японских двигателях с системой рециркуляции выхлопных газов EGR (Exhaust Gas Recirculation), позволяющей повторно сжигать остатки топлива в отработанных газах.
Системой JASO предусмотрены следующие классы-уровни качества моторных масел:
Категория | Класс | Описание |
Масла для 2-тактных двигателей мотоциклов и других машин |
FA |
Масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, предназначенные для применения в развивающихся странах. |
FB | Масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, удовлетворяющие минимальным требованиям для применения в Японии. | |
FC | Бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, удовлетворяющие основным требованиям для применения в Японии. | |
FD | Бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин с улучшенными характеристиками по чистоте двигателя в сравнении с JASO FC, удовлетворяют наивысшим требованиям для применения в Японии. | |
Масла для 4-тактных двигателей мотоциклов и других машин | MA-1 | Масла для четырехтактных двигателей мотоциклов и других машин, коэффициент трения больше, чем у JASO MB, но меньше, чем у JASO MA-2. Подходит для мотоциклов с мокрым сцеплением с малой нагрузкой. |
MA-2 | Масла для четырехтактных двигателей мотоциклов и других машин, коэффициент трения больше, чем у JASO MA-1. Идеально подходит для спортивных мотоциклов с мокрым сцеплением. | |
MB | Масла для четырехтактных двигателей мотоциклов и других машин, отличаются малым коэффициентом трения. Не подходит для мотоциклов с мокрым сцеплением. | |
Масла для дизельных двигателей | DH-1 | Масла для дизельных двигателей, соответствующих долгосрочным нормам по выбросам отработанных газов. |
DH-2 | Масла для двигателей грузовиков, автобусов, работающих в условиях тяжелых нагрузок, оснащенных устройствами предварительной очистки отработанных газов, такими как дизельный сажевый фильтр (DPF) и каталитический нейтрализатор. | |
DL-1 | Масла для легкового автотранспорта, работающего в условиях легких и умереных нагрузок, оснащенных устройствами предварительной очистки отработанных газов, такими как дизельный сажевый фильтр (DPF) и каталитический нейтрализатор. | |
DX-1 | Новая спецификация на моторные масла для высоконагруженных дизельных двигателей японских автопроизводителей, включающая процедуры испытаний применяемые в США, Европе и Японии. |
Масла для дизельных двигателей, соответствующие стандарту JASO DH-1, предусматривают требования к эксплуатационным характеристикам по следующим параметрам:
- предотвращение износа;
- предотвращение коррозии;
- стабильность к высокотемпературному окислению;
- снижение сажеобразования.
Кроме того, масла стандарта JASO DH-1 уменьшают износ поршней, предотвращают образование высокотемпературных отложений, вспенивание, сокращают расход масла на испарение, снижают усилие сдвига за счет вязкости и износ сальников. Масла JASO DH-1 могут использоваться в двигателях, выпущенных до вступления долгосрочных норм по выбросам отработанных газов, при условии соблюдения рекомендованных интервалов замены, указанных изготовителем двигателя. Масла DH-1 могут применяться, если доля серы в используемом дизельном топливе выше 0,005%. Если содержание серы ниже 0,005%, рекомендуется использовать масла категорий DH-2 или DL-1.
На стандарт JASO полагаются ведущие японские автопроизводители, такие как Komatsu, Mitsubishi и другие, прописывая в рекомендациях к своей продукции масла, одобренные Японской организацией.
Тестирование JASO успешно прошли отечественные моторные масла G-Profi производства компании «Газпромнефть – смазочные материалы». В частности, согласно подтверждающей документации, масло G-Profi MSI Plus 15W-40 получило официальное одобрение по спецификации DH-1. Данная спецификация предъявляет экстремально жесткие требования к термоокислительной стабильности, противоизносным и антикоррозионным показателям масел, поэтому среди российских производителей смазочных материалов одобрение DH-1 имеют лишь единицы - «Газпромнефть-СМ» в их числе.
Моторное масло G-Profi MSI Plus 15W-40 обладает высшими эксплуатационными характеристиками благодаря уникальному составу базового масла и специально подобранной композиции присадок. Оно разработано в соответствии с требованиями самых современных японских производителей (Cummins, Caterpillar), обладает отличными моющими и диспергирующими свойствами, превосходными смазывающими характеристиками, повышенной нейтрализующей способностью, улучшенными антифрикционными, антикоррозионными и антиокислительными свойствами.