В условиях бурного развития строительной индустрии предприятия этой отрасли оснащают свои автопарки новой современной техникой: бульдозерами, экскаваторами, самосвалами, погрузчиками, автобетоносмесителями и др.
Автобетоносмесители (АБС) представляют собой грузовые автомобили, оборудованные вращающейся емкостью для приготовления бетонной смеси в пути следования от специализированных установок к месту укладки. АБС используются также для смешивания бетона непосредственно на строительном объекте или для транспортировки готовой смеси.
В зависимости от типа шасси автобетоносмеситель может перевозить от пяти до десяти кубических метров бетона.
Смесительный барабан, установленный на шасси грузового автомобиля с помощью опорных роликов из высокопрочной стали, имеет постоянный угол наклона к горизонту (10...15°). Внутри барабана установлены двухзаходные винтовые лопасти, обеспечивающие загрузку и перемешивание бетонной смеси при вращении барабана в одну сторону и выгрузку готового бетона при вращении барабана в обратном направлении (реверсе).
Вращение барабана может осуществляться как от базового автомобильного, так и от автономного двигателя. Привод вращения может быть механическим (устаревший вариант) или гидравлическим. Наиболее широкое распространение получили АБС с автономным двигателем и гидравлическим приводом – они хоть и создают больше шума, но проще и надежнее в эксплуатации. С другой стороны, автобетоносмесители, имеющие привод от шасси, гораздо более экономичны, обладает лучшей экологичностью и меньшей массой.
Компоненты бетонной смеси – цемент, вода и заполнители – загружаются в барабан лотковыми загрузочно-погрузочными устройствами. В процессе транспортировки смесь, находящаяся в емкости, совершает постоянное спиралеобразное перемещение, тем самым сохраняя свою однородность.
Для поддержания высоких показателей мощности и работоспособности автобетоносмесители проходят регулярное ежесменное обслуживание, включающее:
- промывку смесительного барабана водой со щебнем;
- осмотр и подтягивание болтовых соединений;
- очищение от грязи и пыли наружных поверхностей всех механизмов;
- в холодное время года слив воды из системы охлаждения двигателя автомобиля, водяного бака, центробежного насоса, трубопроводов.
По истечении 120 часов работы автобетоносмесителя выполняется его плановое техническое обслуживание, в ходе которого проверяется состояние резиновых амортизаторов крепления двигателя, исправность системы подачи и дозирования воды, герметичность трубопроводов, надежность крепления топливопровода к индивидуальному двигателю, уровень электролита, состояние вентиляционных отверстий и др. параметры АБС.
Каждые 1200 рабочих часов (в среднем) производятся операции технического ремонта автобетоносмесителя:
- подвариваются или наплавляются износившиеся кромки лопастей барабана;
- проверяется состояние подшипниковых узлов, зубчатых зацеплений, уплотнений, шлицевых и шарнирных соединений (при необходимости осуществляется их ремонт или замена);
- выполняется весь объем работ по смазыванию узлов трения в соответствии с картой смазки.
При заливке или закладке свежего смазочного материала остатки старого удаляются. Корпуса подшипников и редукторов тщательно промываются; звездочки, бандаж, ролики очищаются от грязи и пыли.
Для централизованной системы смазки АБС наиболее эффективное применение находят полужидкие смазочные материалы с высокими эксплуатационными свойствами, такие как Molykote Multilub.
Многоцелевая пластичная смазка Molykote Multilub характеризуется:
- высокой несущей способностью;
- длительным периодом досмазывания (благодаря низкому коэффициенту испарения масла);
- устойчивостью к смыванию водой;
- хорошими антикоррозионными и противоизносными свойствами;
- стойкостью к окислению;
- способностью предотвращать появление задиров.
Molykote Multilub не вытекает и не вымывается из системы смазки, что способствует значительной экономии времени и средств на обслуживание автобетоносмесителя.