Электрический двигатель представляет собой машину для преобразования электрической энергии в механическую с побочным эффектом выделения тепла.
По принципу возникновения вращающего момента электродвигатели можно разделить на гистерезисные и магнитоэлектрические. У двигателей первой группы вращающий момент создается вследствие гистерезиса при перемагничивании ротора. Данные двигатели не являются традиционными и в промышленности почти не используются.
Наиболее распространены магнитоэлектрические двигатели, которые по типу потребляемой энергии подразделяются на две большие группы: двигатели постоянного тока и двигатели переменного тока (асинхронные и синхронные). Существуют также универсальные двигатели, которые могут питаться обоими видами тока.
В настоящее время на различных промышленных объектах и предприятиях чаще всего применяют асинхронные электродвигатели, в которых частота вращения ротора отличается от частоты вращающего магнитного поля. Двигатели такого типа, используются, например, в теплоэнергетических установках современных ТЭЦ.
Так как энергосистема ТЭЦ имеет неравномерный график нагрузок, электродвигатели работают в режиме частых пусков и остановов. Тяжелые условия эксплуатации усугубляются высокими скоростями вращения и резкими перепадами температур. Все это негативно сказывается на техническом состоянии электродвигаталей и понижает надежность работы ТЭЦ.
Необходимое условие долговременной работы электродвигателей – их регулярное и своевременное обслуживание. Важнейшую роль в конструкции этих устройств играют подшипники, служащие опорой для статора. От их бесперебойного функционирования зависит исправность оборудования в целом.
На многокиловаттных электродвигателях ТЭЦ обычно используются разборные подшипники качения, которые, как и любой узел трения, нуждаются в периодическом смазывании.
Традиционные материалы, которые применяются для смазки опор качения электродвигателей, под воздействием высоких температур, нагрузок и скоростей вытекают из зоны трения, вызывая необходимость частого досмазывания.
Многие смазочные материалы не выдерживают суровых условий эксплуатации и допускают преждевременный выход подшипников из строя. Из-за внеплановой остановки оборудования для ремонта возникают сбои в работе теплоэлектростанций.
Предупредить указанные проблемы позволяет использование для подшипников электродвигателей ТЭЦ специальной пластичной смазки Molykote G-0102 с высокой нагрузочной способностью.
Благодаря высококачественному базовому маслу и тщательно подобранному пакету присадок (антикоррозионных, противозадирных) смазка Molykote G-0102 сохраняет работоспособность в широком диапазоне температур (-25…+140 °С), не смывается водой, предотвращает схватывания, задиры, заедания и эффективно защищает подшипники качения от коррозии.
Применение комплексной кальциевой смазки Molykote G-0102 для обслуживания электродвигателей позволяет вдвое увеличить срок службы теплоэнергетического оборудования, сократив при этом расход смазочных материалов в 4 раза.