Сегодня при изготовлении и ремонте транспортных средств все чаще применяются технологии эластичного склеивания. Популярность данного метода соединения по сравнению с традиционными (с помощью болтов, заклепок, сварки и др.) обусловлена активным использованием в автомобилестроении деталей из алюминия и пластмасс. Эти материалы нельзя подвергать сварке, но можно быстро и качественно склеить. Не менее важным фактором распространения клеевых технологий является то, что клеи не влияют на механические свойства поверхностей и предоставляют возможность объединять совершенно разные материалы, комбинируя их положительные свойства.
Клеевые составы, используемые в автомобилестроении, должны обеспечивать не только качественное соединение, но и безопасную эксплуатацию транспортных средств. Способность к склеиванию разнородных материалов без потери их свойств, стабильность характеристик в условиях перепадов температур и повышенной влажности, устойчивость к механическим воздействиям – основные требования, предъявляемые к клеевым составам.
Клеевое соединение имеет следующие преимущества:
- сочетание высокой прочности с относительно высокой эластичностью за счет перераспределения усилий по всей площади шва;
- предупреждение гальванической коррозии при соединении металлов с разными электропотенциалами (например, железа и меди);
- демпфирующий эффект: практически полное устранение резонансных вибраций и частичное гашение энергии удара при аварии транспортного средства.
Все эти качества демонстрируют инновационные клеи-герметики Merbenit. При изготовлении легковых и грузовых автомобилей, пассажирского, железнодорожного и специализированный транспорта материалы Merbenit способны обеспечить надежное склеивание и герметизацию конструкционных элементов, снижая при этом производственные затраты и повышая безопасность дальнейшей эксплуатации транспортных средств.
Промышленные клеи-герметики Merbenit разработаны на основе MS-полимеров. Они представляют собой гибридные материалы, образованные в результате модифицирования полиуретановых структур силоксановыми (кремнийорганическими) группами. MS-полимерные клеи объединяют лучшие свойства силиконовых и полиуретановых составов, по своим свойствам превосходя каждый из них.
На следующем рисунке приведена диаграмма, иллюстрирующая свойства гибридного MS-полимера в сравнении с силиконом и полиуретаном.
В зависимости от технологических требований при производстве автомобилей используются одно- и двухкомпонентные составы. Скорость полимеризации однокомпонентных клеев-герметиков зависит от температуры и влажности окружающей среды (до 4 мм за сутки (рис. 3). Для двухкомпонентных материалов скорость полимеризации составляет не более 40 минут. Эксплуатация транспортного средства возможна уже через 4 часа после проведения работ.
Гибридные составы Merbenit обладают следующими преимуществами по сравнению с другими клеевыми материалами:
- отличная адгезия ко многим основаниям без предварительной подготовке поверхностей;
- высокая скорость образования первичной пленки и полной вулканизации;
- сохранение эластичности в широком диапазоне температур;
- высокая устойчивость к УФ-излучению и влиянию погодных условий.
Кроме этого, некоторые клеи-герметики Merbenit способны обеспечить мгновенное удерживающее усилие от 0,2 до 0,6 Н/мм2 при толщине слоя 2 мм.
На основе характеристик и опыта применения клеев-герметиков Merbenit составлена нижеследующая таблица, призванная облегчить выбор того или иного продукта в зависимости от цели использования.
Типовые узлы применения | Наименование материала | Вид клея-герметика |
Вклейка стекол | Merbenit SK212 | однокомпонентный |
Уплотнение стекол | Merbenit UV27 | однокомпонентный |
Склейка фар | Merbenit 2К10 | двухкомпонентный |
Кузовной ремонт |
однокомпонентный однокомпонентный однокомпонентный однокомпонентный однокомпонентный |