Наиболее важным назначением автомобильных смазок является защита узлов от износа и коррозии. Кроме этого, смазки выполняют и другие функции – их набор зависит от вида материалов. К примеру, демпфирующие смазки отвечают за свободное перемещение и уровень шума механических компонентов, одновременно обеспечивая «ощущение качества» механизмов с ручным управлением. Токопроводящие смазки для металлических контактов повышают их надежность и срок службы, предотвращая коррозию и износ.
Ниже перечислены основные механизмы автомобилей, нуждающиеся в контактных смазках.
Разъемы
Самой распространенной проблемой автомобильных разъемов является фреттинг-коррозия. Это явление наиболее актуально для контактов с металлизацией золотом – мягкий материал может усиливать фреттинг-коррозию. Обработка таких разъемов контактной смазкой способствует плавному перемещению их подвижных частей и снижению механического износа. Тем самым улучшаются рабочие характеристики разъемов и увеличивается срок их службы.
Это крайне важно для современных автомобилей, отличающихся более экономичным расходом топлива, гибридов и электромобилей с повышенными требованиями энергоэффективности.
Помимо позолоченных контактов, рекомендуемыми сферами применения контактных смазок являются разъемы подушек безопасности, изделия с большим усилием сочленения, устройства с контактными кольцами.
Переключатели
При замыкании и размыкании несмазанных контактов часто может происходить искрение (образование мини-молний). Ионизация воздуха и связанный с этим рост температуры вызывает перенос металла между контактами, что приводит к образованию шероховатостей на поверхностях. Проблема искрения усугубляется в переключателях типа замыкатель/размыкатель: в момент размыкания цепи перед окончательным сопряжением контактов может наблюдаться их дребезг. Это усугубляет описанные выше проблемы и подвергает цепь повторяющимся «всплескам» тока, ухудшая отношение сигнал/шум.
Контактная смазка заполняет воздушные зазоры, предотвращая искрение с последующим ростом температуры и формированием окислов. Кроме того, смазка выступают в качестве демпфера между контактами, гася шумовые эффекты.
В смазывании нуждаются как сильноточные переключатели (устройства зажигания, отопления и вентиляции), так и переключатели, работающие со средним током. Последние отличаются разнообразием конструкций и применяемых материалов. Обычно используются пластики и эластомеры, поэтому при подборе смазок необходимо проводить испытания на совместимость.
При смазке контактов, несущих средние токи, увеличивается эффективная площадь их поверхностей и устраняются так называемые «горячие точки». Тем самым повышается эффективность переключателей и обеспечивается стабильно низкое значение контактного сопротивления.
Примеры применений контактных смазок:
- очистители ветрового стекла;
- переключатели центрального замка;
- переключатели для сидений с электроприводом;
- механизмы органов управления панели приборов;
- переключатели управления электрическими стеклоподъемниками;
- микропереключатели.
Слаботочные переключатели и контакты обычно изготавливаются из наиболее чувствительных пластиков и эластомеров. Несмотря на то, что они несут слабые токи, контактные смазки для них должны обеспечивать наилучшие электрические характеристики.
Контактные смазки широко применяются в автомобильных аудиотехнических изделиях (например, для переключателей аудиоплееров) и эргономичных органах управления (для переключателей рулевого управления, освещения и др.). Применение смазок предотвращает коррозию металлических контактов, обеспечивает низкий уровень электрических помех и высокую стабильность передаваемого сигнала.
Датчики и потенциометры
Потенциометры обладают низкими контактными усилиями, поэтому должны плотно взаимодействовать с резистором. Высоковязкая смазка не обеспечивает этого, поэтому наиболее подходящими являются материалы на основе базовых масел низкой вязкости в сочетании с эффективным не способствующим карбонизации загустителем.
Фторированные контактные смазки функционируют при очень высоких температурах, обладают исключительной совместимостью с пластиками и стойкостью к растворителям, поэтому они отлично подходят для обслуживания датчиков уровня топлива, датчиков положения сидений и электронных дроссельных заслонок. Жидкая смазка наносится на поверхность тонкой равномерной пленкой и обеспечивает длительный срок службы механизмов.
Внутрисалонные компоненты (неэлектрические приборы)
Внутри автомобильного салона имеется множество неэлектрических приборов, нуждающихся в смазке:
- контакты металл-металл: направляющие сидений, верхнего люка и т.д.;
- контакты пластик-пластик: механизмы регулирования зеркал, противосолнечные козырьки, подстаканники, ручки и т.д.;
- контакты пластик-металл: кабели, фиксаторы бардачка и т.д.
Смазки применяются в целях демпфирования свободного хода, звукоизоляции и обеспечения «ощущения качества» движения механизмов.