Традиционные жидкие и пластичные смазочные материалы образовывают между движущимися поверхностями разделительную смазочную пленку, благодаря которой при определенном сочетании нагрузки и скорости устанавливается гидродинамический или полужидкостный режим трения.
Так происходит в идеальных условиях, в реальности же многие механизмы эксплуатируются в пыльной среде, под воздействием высоких температур и нагрузок. В отдельные моменты времени или в течение всей эксплуатации оборудования происходят локальные нарушения смазочной пленки, что приводит к повышенному трению и изнашиванию узлов, образованию задиров. В таком режиме работают не только тяжелонагруженные тихоходные узлы, но и все механизмы в моменты пуска, останова и реверсирования движения, а также в процессе приработки.
В последние годы все большее распространение получает новый вид смазочных материалов – антифрикционные твердосмазочные покрытия. Они подобны краскам, но вместо красящего пигмента содержат высокодисперсные частицы твердых смазочных веществ, равномерно распределенных в смеси связующих компонентов и растворителей. За счет стабильно низкого коэффициента трения твердые смазки обеспечивают хороший смазочный эффект.
В зависимости от требований к несущей способности покрытия в качестве смазочных веществ применяют либо дисульфид молибдена (MoS2) и/или поляризованный графит (для высоких нагрузок), политетрафторэтилен (PTFE) и/или другие полимеры (для средних нагрузок).
Связующие элементы (эпоксидные смолы, титанаты, полиуретаны, акриловые, фенольные, полиамид-имидные и специальные компоненты) обеспечивают адгезию покрытий к субстрату, их химическую стойкость и антикоррозионные свойства.
Органические связующие элементы позволяют покрытиям работать при температурах до +250 °С, неорганические – до +600 °С.
Растворители обеспечивают перенос и распределение твердых смазок и связующих на субстрате, а также придают покрытиям нужную вязкость (путем разбавления перед нанесением). Для улучшения имеющихся и придания новых свойств материалам в их состав вводятся присадки.
Антифрикционные покрытия наносятся на поверхность с помощью обычных технологий окрашивания: распыления, трафаретной печати, окунания или кистью. Выбор конкретного способа нанесения зависит от геометрии покрываемых деталей, желаемой равномерности и долговечности покрытий. После высыхания состава растворитель испаряется, а связующие вещества полимеризуются и обеспечивают надежное сцепление с основой.
При нанесении покрытия на одну из деталей пары трения в процессе работы твердые смазки частично переносятся на сопряженную поверхность. Под нагрузкой формируются плотные и очень гладкие антифрикционные пленки, покрывающие неровности основ. В результате скорость изнашивания поверхностей трения сводится к минимуму.
По сравнению с традиционными смазочными материалами (пластичными и жидкими смазками) антифрикционные твердосмазочные покрытия MODENGY имеют ряд преимуществ:
- Тонкая сухая пленка предотвращает налипание абразивной пыли и грязи на поверхность
- Благодаря твердым смазочным веществам, удерживающимся на поверхности связующими, покрытия обеспечивают защиту на весь срок службы
- Сухие смазки в составе покрытий обладают исключительной термической стабильностью, химической инертностью, стойкостью к окислению и влаге; они способны эффективно работать в условиях радиации и вакуума даже после продолжительного простоя узла
- Толщина покрытия легко контролируется и может составлять от 5 до 20 мкм, что практически не влияет на исходную точность размеров детали
- Благодаря высоким противоизносным и антикоррозионным свойствам покрытия могут заменить хромирование, цинкование и другие виды обработки
В зависимости от того, какие твердые смазки входят в состав покрытий, их характеристики различаются.
Так, материалы MODENGY на основе дисульфида молибдена минимизируют и стабилизируют коэффициент трения при растущей нагрузке. Без антифрикционных покрытий это возможно только в режиме жидкостной смазки, когда движущиеся поверхности полностью разделены слоем масла и не контактируют напрямую друг с другом.
Покрытия на основе графита имеют ограниченное применение в связи с недостаточной адгезией к металлическим поверхностям. Кроме того, молекулы графита неполярны и проявляют смазочные свойства лишь в присутствии влаги.
Однако эти недостатки устранимы путем внедрения в слоистую структуру графита поляризующих агентов. Поляризованный графит обладает высокой адгезией к металлам и термической стабильностью, что делает его одним из наиболее перспективных смазочных материалов.
Выбор конкретного антифрикционного покрытия должен осуществляться с учетом конструкции узла трения, условий его работы и желаемого способа нанесения состава.
Антифрикционные твердосмазочные покрытия MODENGY имеют такой же состав и обладают точно такими же рабочими свойствами, что и зарубежные аналоги. Однако при этом их несомненныи преимуществом является гораздо более низкая стоимость. Покрытия MODENGY доступны к приобретению в банках по 200 и 600 г, ведрах по 4,5 кг, аэрозольных баллонах по 210 и 520 мл (некоторые материалы).
Виды покрытий MODENGY
Антифрикционные покрытия MODENGY можно классифицировать по различным параметрам, в том числе по типу твердосмазочного компонента.
Покрытия на основе дисульфида молибдена
MODENGY 1002
Используется для направляющих скольжения станков, резьбовых соединений муфт и труб нефтяного сортамента, шлицевых соединений приводных валов оборудования, других узлов с парами трения металл-металл.
Покрытие отверждается при комнатной температуре и демонстрирует:
- Низкий коэффициент трения
- Высокую несущую способность
- Широкий диапазон рабочих температур (от -210 до +320 °С)
- Работоспособность в запыленной среде
- Высокую адгезию
- Антикоррозионные свойства (свыше 160 часов по результатам ускоренных испытаний в соляном тумане)
- Длительный срок службы
- Способность предотвращать скачкообразное движение
MODENGY 1005
Используется в шлицевых и шпоночных соединениях приводных валов и осей автомобильной и специальной техники, высоконагруженных подшипниках скольжения и втулках горно-шахтного оборудования, зубчатых рейках и втулках технологического оборудования, направляющих скольжения и толкателях пресс-форм, узлах и механизмах авиационно-космической техники.
Покрытие полимеризуется в печи при нагреве до +200 °С и обладает:
- Низким коэффициентом трения
- Высокой несущей способностью
- Широким диапазоном рабочих температур (от -200 до +255 °С)
- Работоспособностью в запыленной среде
- Высокой адгезией
- Эффективной защитой от фреттинг-коррозии
- Способностью предотвращать скачкообразное движение
- Длительным сроком службы
- Очень высокими антикоррозионными свойствами (свыше 720 часов по результатам ускоренных испытаний в соляном тумане)
Покрытия на основе дисульфида молибдена и графита
MODENGY 1001
Используется в ходовых винтах токарных станков, резьбовых соединениях из нержавеющей стали, роторах винтовых безмасляных компрессоров, запорных клапанах ТЭС, шлицевых соединениях приводных валов оборудования, замках лопаточного аппарата турбин.
Покрытие быстро отверждается при комнатной температуре и имеет следующие свойства:
- Низкий коэффициент трения
- Высокая несущая способность
- Широкий диапазон рабочих температур (от -180 до +440 °С)
- Работоспособность в запыленной среде
- Высокая адгезия
- Способность предотвращать скачкообразное движение
- Длительный срок службы
MODENGY 1003
Используется для шлицевых соединений приводных валов оборудования, пальцев и втулок экскаваторов, направляющих скольжения станков, юбок поршней двигателей внутреннего сгорания.
Покрытие полимеризуется при нагреве в печи до +170 °С за 20 мин, при комнатной температуре скорость его отверждения составляет 720 мин. Основные преимущества материала:
- Низкий коэффициент трения
- Высокая несущая способность
- Широкий диапазон рабочих температур (от -70 до +260 °С)
- Работоспособность в запыленной среде
- Высокая адгезия
- Способность предотвращать скачкообразное движение
- Эффективная защита от фреттинг-коррозии
- Длительный срок службы
MODENGY 1006
Используется в подшипниках скольжения в насосах и клапанах, плунжерных парах гидрооборудования; золотниках и клапанах в распределительных и управляющих устройствах; зубчатых зацеплениях силовых редукторов в энергетике; деталях двигателя (поршнях, подшипниках скольжения), эксплуатируемых в экстремальных условиях.
Покрытие полимеризуется при нагреве до +200 °С за 20 минут.
Оно обладает:
- Низким коэффициеном трения
- Высокой несущей способностью
- Широким диапазоном рабочих температур (от -70 до +315 °С, кратковременно до +450 °С)
- Работоспособностью в запыленной среде
- Высокой адгезией
- Способностью предотвращать скачкообразное движение
- Износостойкостью при динамических нагрузках
- Длительным сроком службы
MODENGY 1008
Используется в механизмах регулировки в салоне автомобиля (сиденья, петли и замки дверей, ремней безопасности), для приработки зубчатых передач приводов и редукторов, в шлицевых соединениях приводных валов конвейерного оборудования, для стабилизации коэффициента закручивания высокопрочного крепежа.
При комнатной температуре покрытие полимеризуется за 50 минут, при нагрве до +60 °С за 15 минут.
MODENGY 1008 отличается:
- Низким коэффициентом трения
- Высокой несущей способностью
- Широким диапазоном рабочих температур (от -70 до +210 °С)
- Работоспособностью в запыленной среде
- Высокой адгезией
- Способностью предотвращать скачкообразное движение
- Эффективной защитой от фреттинг-коррозии
- Устойчивостью к смыванию водой и слабым химически агрессивным средам
- Экологичностью и безопасностью
MODENGY 1050
Используется в шлицевых и шпоночных соединениях приводных валов и осей автомобильной и специальной техники, высоконагруженных подшипниках скольжения и втулки горно-шахтного оборудования, зубчатых рейках и втулках технологического оборудования, направляющих скольжения и толкателях пресс-форм, узлах и механизмах авиационно-космической техники.
Покрытие полимеризуется при нагреве в печи: до 150 °С – за 70 минут, до +180 °С – за 35 минут.
Главными особенностями состав являются:
- Низкий коэффициент трения
- Высокая несущая способность
- Широкий диапазон рабочих температур (от -70 до +255 °С)
- Работоспособность в запыленной среде
- Высокая адгезия
- Способность предотвращать скачкообразное движение
- Эффективная защита от фреттинг-коррозии
- Длительный срок службы
MODENGY 1066
Используется в упорных подшипниках скольжения узла гидрозащиты нефтяных насосов; радиальных подшипниках скольжения в насосах и клапанах; плунжерных парах гидрооборудования; золотниках и клапанах в распределительных и управляющих устройствах; калибраторах в линиях по производству полимеров; деталях двигателя (поршнях, подшипниках скольжения), эксплуатируемых в экстремальных условиях, рабочих элементах винтовых компрессоров сухого сжатия.
Покрытие полимеризуется при темпутературе +220 °С за 35 минут. Защитный слой, который оно образует, после отверждения не токсичен и обладает:
- Низким коэффициент трения
- Высокой несущей способностью
- Широким диапазоном рабочих температур (от -70 до +315 °С)
- Работоспособностью в запыленной среде
- Высокой износостойкостью при динамических нагрузках
- Антикоррозионными свойствами
- Способностью предотвращать скачкообразное движение
- Длительным сроком службы
- Устойчивостью к маслам и пластичным смазкам
Покрытия на основе графита
MODENGY 1007
Используется в узлах трения автотехники: юбках поршней двигателей, шлицевых соединениях, вкладышах коленчатых и распределительных валов; в качестве дополнительной антиаварийной смазки для узлов, смазанных маслом или пластичным смазочным материалом; поршнях компрессоров, насосов, пневматических и гидравлических приводов; подшипниках скольжения погружных электроцентробежных нефтяных насосов; поверхностях скольжения оборудования по переработке полимеров (запаечных матрицах, калибраторах, охлаждающих столах); направляющих скольжения фасовочно-упаковочных аппаратов; роторах винтовых компрессоров; тяжелонагруженных узлах трения скольжения, подверженных воздействию нагрева, влаги и пыли – там, где неэффективны масла и пластичные смазки/
Покрытие полимеризуется в печи при нагреве до +200 °С за 20 минут. Полученный защитный слой способствует повышению плавности работы узлов трения, снижению шума и облегчению приработки деталей.
MODENGY 1007 наносится производительным методом трафаретной печати и характеризуется:
- Широким диапазоном рабочих температур (от -50 до +350 °С)
- Работоспособностью во влажной и запыленной среде
- Высокой адгезией
- Способностью предотвращать скачкообразное движение
- Длительным сроком службы
- Устойчивостью к химически-агрессивным средам
- Нетоксичностью после отверждения
Покрытия на основе политетрафторэтилена (ПТФЭ)
MODENGY 1009
Используется в деталях замков, петель, крепежных элементах автомобиля; резьбовых соединениях в приборостроении; направляющих скольжения в печатном оборудовании; телескопических стрелах грузоподъемной техники; узлах трения, подверженных воздействию нагрева, пыли, влаги и химически агрессивных веществ – там, где неэффективны масла и пластичные смазки.
Благодаря невысокой температуре полимеризации (+120 °С) покрытие может наноситься на пластики. После отверждения состав приобретает эстетичный черный матовый цвет.
В числе основных преимуществ MODENGY 1009:
- Низкий коэффициент трения
- Химическая стойкость
- Широкий диапазон рабочих температур (от -100 до +250 °С)
- Работоспособность в запыленной среде
- Нетоксичность (после отверждения)
- Предотвращает скачкообразное движение
- Длительный срок службы
- Высокие антикоррозионные свойства
- Совместимость с маслами и смазками
MODENGY 1010
Используется в гильзах пневмооборудования; пружинах, скобах, замках, направляющих в автомобильной технике; поверхностях скольжения оборудования по переработке полимеров (запаечные губки, калибраторы, охлаждающие столы); подвижные уплотнения с полимерными материалами; резьбовые соединения в приборостроении и автомобильной технике; направляющие скольжения в приборостроении и печатном оборудовании.
Покрытие полимеризуется за 60 минут при нагреве в печи до +180 °С.
Состав после отверждения не токсичен, обладает следующими свойствами:
- Низким коэффициентом трения
- Широким диапазоном рабочих температур (от -70 до +250 °С)
- Высокой адгезией
- Работоспособностью в парах с пластиками и резинами
- Способностью предотвращать скачкообразное движение
- Высокими антикоррозионными свойствами
- Устойчивостью к большинству химически агрессивных сред
MODENGY 1011
Используется в пружинах, скобах, замках, направляющих в автомобильной технике, поверхностях скольжения оборудования по переработке полимеров (запаечные губки, калибраторы, охлаждающие столы), подвижных уплотнениях с полимерными материалами, резьбовых соединениях в приборостроении и автомобильной технике.
Покрытие полимеризуется за 60 минут при нагреве до 180 °С и демонстрирует следующие свойства:
- Низкий коэффициент трения
- Широкий диапазон рабочих температур (от -70 до +250 °С)
- Высокая адгезия
- Защита от фретинг-коррозии
- Работоспособность в парах с пластиками и резинами
- Способность предотвращать скачкообразное движение
- Высокие антикоррозионные свойства
- Устойчивость к большинству химически агрессивных сред
- Нетоксичность
MODENGY 1012
Используется для снижения трения и устранения скрипа пластиковых деталей салона автомобиля (дверных панелей, подлокотников, кожаных элементов сидений, козырьков панелей приборов), в резьбовых соединениях высокопрочного крепежа, в качестве антиадгезионного средства, предотвращающего прилипание и улучшающего скольжение.
Покрытие не содержит органических растворителей и производится на водной основе. За счет полупрозрачного цвета оно не портит внешний вид обрабатываемых деталей.
Состав может наноситься кистью, губкой или методом распыления, быстро отверждается при комнатной температуре (за 30 минут) и демонстрирует:
- Низкий коэффициент трения
- Широкий диапазон рабочих температур (от -50 до +130 °С)
- Устойчивость к смыванию водой
- Нетоксичность после отверждения
- Способность предотвращать скачкообразное движение
- Высокие антикоррозионные свойства
MODENGY PTFE-A20
Применяется в уплотнительных устройствах трубопроводной арматуры, в качестве антиадгезионного средства, предотвращающего прилипание и улучшающего скольжение, для деталей интерьера автомобилей, деталей сдвижных дверей, для мебельных петель и оргтехники, на направляющих скольжения станков в дерево- и металлообработке, текстильной промышленности, в узлах и деталях упаковочного оборудования (защита от налипания упаковочного материала).
Покрытие отверждается при комнатной температуре всего за 30 минут.
Полученный полупрозрачный слой защищает поверхности от налипания пыли и абразива, не меняя их внешний вид.
MODENGY PTFE-A20 обладает:
- Низким коэффициентом трения
- Антикоррозионными свойствами (> 168 часов по результатам ускоренных испытаний в соляном тумане)
- Способностью предотвращать скачкообразное движение и скрип
- Широким диапазоном рабочих температур (от -50 до +130 °С)
- Нетоксичностью
Покрытия на основе ПТФЭ и дисульфида молибдена
MODENGY 1014
Используется в химических насосах и трубопроводной арматуре; запаечных пластинах упаковочного оборудования; узлах трения скольжения, подверженных воздействию нагрева, пыли, влаги и химически агрессивных веществ – там, где неэффективны масла и пластичные смазки; пневмоцилиндрах, деталях замков, петель, крепежных элементов в автомобилях; узлах и механизмах авиационно-космической техники; крепеже для морских нефтяных платформ; калибраторах в линиях по производству полимеров.
Покрытие полимеризуется при +200 С за 40 минут. После отверждения оно образует стойкий смазочно-защитный слой с высокими разделительными свойствами. Помимо того, он обладает:
- Низким коэффициентом трения
- Химической стойкостью
- Широким диапазоном рабочих температур (от -75 до +255 °С)
- Работоспособностью в запыленной среде
- Высокой адгезией
- Нетоксичностью после отверждения
- Способностью предотвращать скачкообразное движение
- Длительным сроком службы
- Высокими антикоррозионными свойствами (> 672 часов по результатам ускоренных испытаний в соляном тумане)
Покрытия на основе дисульфида вольфрама и графита
MODENGY 2560
Используется в высокотемпературных узлах трения скольжения – лепестковых газодинамических подшипниках, трубопроводной арматуре.
Покрытие полимеризуется в 2 этапа: вначале при +100 °С выдерживается 40 мин, затем при +150 °С 160 мин. Состав имеет самый большой диапазон рабочих температур из всех покрытий MODENGY – от -200 до +500 °С.
Среди других преимуществ материала:
- Работоспособность в запыленной среде
- Высокая адгезия
- Способность предотвращать появление задиров и скачкообразное движение
- Длительный срок службы
- Повышение плавности работы узлов трения, снижение шума и облегчение приработки
Дополняя пластичные смазки и масла, а часто полностью заменяя их, антифрикционные твердосмазочные покрытия MODENGY надежно защищают от износа металлические и пластиковые поверхности в самых экстремальных условиях эксплуатации и часто используются в качестве аварийной смазки.