редкие материалы в розницу на
Статьи

Дисульфидмолибденовые смазки

Дисульфидмолибденовые смазки

Благодаря способности дисульфида молибдена образовывать на поверхностях прочную защитную пленку, пластичные смазки, содержащие MoS2, эффективно препятствуют трению и износу узлов в широком диапазоне температур, при экстремально высоких нагрузках и воздействии агрессивных факторов окружающей среды.

Молибден (Mo) относится к категории металлов и является химическим элементом 6-й группы периодической системы Менделеева. Природные запасы молибдена невелики – всего 0,0003 % по массе. В природе молибден в свободном состоянии не встречается, его получают  из молибденита – руды, крупные залежи которой открыты и разрабатываются в США, России, Чили и Китае. Внешне этот минерал напоминает галенит (сульфид свинца). За это сходство он получил название «molybdos», т.е. «похожий на свинец».

В конце 1778 году молибденит был идентифицирован как сульфид металла, а через 4 года был получен в чистом виде и назван молибденом. Наиболее распространенная форма, в которой встречается этот металл – дисульфид молибдена (MoS2). Благодаря своей структуре дисульфид молибдена обладает уникальными смазывающими свойствами и широко применяется в различных областях производства и сферы обслуживания. По имеющимся данным в качестве смазочного средства его использовали еще в 14 веке: японские самураи натирали им свои катаны, чтобы, в случае необходимости, можно было легко и быстро вытащить их плотно подогнанных ножен.

Промышленное применение дисульфид молибдена нашел в 1935 году, когда немецкий инженер Alfred Sonntag пытался добиться равномерного движения тяжелонагруженных деталей испытательной установки, предназначенной для моделирования вибраций авиационной техники. Использование доступных на тот момент смазочных материалов не обеспечивало плавности хода, применение же в качестве смазочного средства дисульфида молибдена полностью устранило рывки и скачки деталей установки. Однако наличие в природном молибдените примесей абразивных частиц вызывало повышенный износ узлов. Получить очищенный продукт на существующем тогда уровне развития технологий было невозможно, поэтому в 1940 году Alfred Sonntag учредил компанию, которая разработала методы очистки дисульфида молибдена от посторонних примесей.

В 1948 году компанией «Alpha Molykote» было начато промышленное производство дисульфидмолибденовых смазочных материалов. 

Исследования, проведенные методами сканирующей электронной микроскопии гораздо позже, показали, что уникальное смазочное действие дисульфида молибдена определяется его слоистой структурой. Заполняя микронеровности поверхности,  он  образует на ней защитную гладкую скользкую пленку. Благодаря высоким адгезионным свойствам эта пленка крепко удерживается на металлических деталях и обеспечивает минимальный коэффициент трения даже при действии экстремально высоких давлений.

Для улучшения свойств жидких и пластичных смазочных продуктов в их состав могут вводиться твердые смазки. Такие смазочные материалы имеют более высокую несущую способность по сравнению с традиционными смазками за счет образования на поверхности трения двух смазочных слоев (твердой смазочной пленки и пластичной смазки или масла). В качестве твердых смазочных веществ в пластичные смазки добавляют тефлон, графит, дисульфид молибдена или вольфрама, нитрид кремния, бора, а также специальные добавки. Дисульфидмолибденовые пластичные смазки эффективно работают в широком диапазоне температур, при экстремально высоких нагрузках и воздействии агрессивных факторов окружающей среды. Они эффективно предотвращают образование задиров, фреттинг-коррозии, обеспечивают стабильно низкий коэффициент трения и могут работать в условиях вакуума.

Исследованиями установлено синергетическое взаимодействие дисульфида молибдена с некоторыми другими веществами. Его смесь с графитом в определенных пропорциях может работать в несколько раз эффективнее, чем каждый из компонентов по отдельности. С учетом этого эффекта, некоторые производители наладили выпуск дисульфидмолибденовых смазок с добавлением графита. Современные дисульфидмолибденовые смазки с базовыми синтетическими и минеральными  маслами на литиевых и комплексных загустителях обладают различными наборами свойств, необходимых как для обычных , так и для специальных применений.

Молибденовые смазочные материалы Molykote на основе синтетических и минеральных базовых масел с литиевыми и комплексными загустителями имеют необходимые комбинации свойств для различных режимов эксплуатации. Пластичные смазки Molykote 165-LT, Molykote G-4700 и Molykote Longterm 2/78 G содержат полностью очищенные от всех примесей мелкодисперсные частицы дисульфида молибдена. Твердыми смазками в составе продуктов Molykote 1122, Molykote BR2 Plus, Molykote Longterm 00, Molykote Longterm 2 Plus являются тщательно подобранные в определенных пропорциях композиции дисульфида молибдена и графита.

Описания пластичных смазок Molykote с наполнителем из композиции графита и дисульфида молибдена имеются в статье «Графитовые смазки». Свойства и примеры применения пластичных смазок Molykote, содержащих чистый дисульфид молибдена, приведены в нижеследующей таблице. 

Описание Примеры применения
Molykote 165-LT (-25…+120 °C) 
Литиевая влагостойкая пластичная смазка на минеральной основе с широким диапазоном рабочих температур, для экстремально высоких нагрузок и умеренных скоростей, с высокой адгезией и антикоррозионными свойствами, для сочетаний «металл-металл». Класс консистенции по NGLI – 2…3 Передаточные механизмы: открытые и закрытые зубчатые передачи, в том числе – машин флексографической печати; грузопассажирских подъемников, нефтепромыслового и геолого-разведочного оборудования, смесителей для сыпучих и пастообразных продуктов;
Шпиндели;
Системы центральной смазки, например, заточных станков
Molykote G-4700 (-40…+177 °C) 
Водостойкая синтетическая (ПАО) морозо- и термостойкая пластичная смазка с загустителем на базе литиевого комплекса для долговременного смазывания высоконагруженных и высокоскоростных узлов, подверженных вибрации, с высокой адгезией, антикоррозионными и антифреттинговыми свойствами, для сочетаний «металл-металл», «металл-пластик» и металл-эластомер». Класс консистенции по NGLI – 2

Опоры качения, в том числе – опорные подшипники колес вагонеток печей обжига, игольчатые подшипники карданов неравных угловых скоростей, подшипники вулканизационных прессов, рулевых валов автомобилей, ступиц колес, прижимных валов кромкооблицовочных станков, металлообрабатывающего прокатного оборудования, машин для продольной резки гофрокартона, приводов промышленных стиральных машин, нефтепромыслового и геолого-разведочного оборудования, вытяжных систем вентиляции, центрифуг разделения жидкообразного сырья, термопластавтоматов, прессов гидравлических правильных;  

Опоры скольжения, в том числе подшипники электродвигателей, транспортных машин,  вытяжных систем вентиляции, центрифуг разделения жидкообразного сырья; 

Направляющие скольжения; 

Шпиндели;

Шарниры;

Соединения «втулка-вал», в том числе: мостовых кранов, намазывающих роликов кромкооблицовочных станков;

Валы, в том числе  гидравлических правильных прессов;

Передаточные механизмы:
- открытые зубчатые передачи, в том числе: зубчатые передачи сварочных столов оборудования по переработке полимерных материалов, редукторов электроинструментов, шестерни фрезерно-гравировальных станков, пластиковые зацепления;
- цепные передачи, в том числе цепные передачи конвейеров

Molykote Longterm 2/78 G (-35…+130 °C) 
Водостойкая литиево-цинковая пластичная смазка для долговременного смазывания высоконагруженных узлов, с широким диапазоном рабочих температур, высокими антикоррозионными и  антифреттинговыми свойствами, для сочетаний «металл-металл». Класс консистенции по NGLI – 2 Опоры качения, например, подшипники рулевого вала, ступиц колес автомобилей;
Передаточные механизмы, в том числе – реечные передачи;
Шарниры, например, пары «палец-вкладыш» в подвесках автомобилей, шарнирах рулевых тяг;
Рычажные механизмы, в том числе: рычажные приводы автомобильных поперечных рулевых тяг, рычажные механизмы автомобильных мостов и шарниров