редкие материалы в розницу на
Статьи

Классификации моторных масел

Классификации моторных масел

Современный рынок моторных масел переполнен продукцией различных брендов, поэтому при выборе масла для конкретного транспортного средства покупатели зачастую попадают в затруднительное положение. Облегчить решение этой непростой задачи позволяет учет различных классификаций масел.

На сегодняшний день в России наиболее признанными и популярными как среди специалистов, так и среди конечных пользователей моторных масел являются следующие системы классификации: API, SAE, ACEA, ILSAC. Отечественные масла принято классифицировать и маркировать в соответствии с российским государственным стандартом  ГОСТ 17479.1-85.

Категория моторного масла и его буквенно-цифровая маркировка, указанные на этикетке упаковки, позволяют потребителю получить достаточно полную информацию о назначении и свойствах продукта.

Остановимся подробнее на тех системах классификации, которыми наиболее часто  руководствуются при выборе моторных масел в России.

 

Классификация API

Классификация American Petroleum Institute (Американский институт нефти) была разработана автопроизводителями более 30 лет назад. В соответствие с ней моторные масла подразделяются на две основных категории:

  • S (service) – для двигателей легковых автомобилей, работающих на бензине;
  • C (commercial) – для дизельных двигателей грузовых автомобилей и тяжелой спецтехники.

Для универсальных масел, которые одинаково успешно могут применяться как в бензиновых, так и в дизельных двигателях, принято использовать обозначения SF/CD или CD/SF. Порядок следования букв основной категории указывает на предпочтительность использования. Так, SF/CD – универсальное масло, но с приоритетом для бензиновых двигателей, CD/SF – универсальное, но с приоритетом на использование в дизельных двигателях.

Вторая буква в обозначении указывает на определенный класс масла в соответствии с его моющими, диспергирующими, противоизносными, антикоррозийными, антиокислительными и другими свойствами, которые устанавливаются путем лабораторных испытаний непосредственно в двигателях или в моторных установках. Уровни этих эксплуатационных свойств обозначаются латинскими буквами от A до J, порядок их следования от начала алфавита указывает на возрастание требований к качеству масла.  Это связано с тем, что на смену устаревшим сортам масел приходят новые, предназначенные для совремнных двигателей и соответствующие актуальным требованиям по защите окружающей среды, более широко применяются технологии трубонаддува и т.д.Так, из созданных за период с 1971 по 2002 год десяти классов масел категории S (от SA до SJ + SL) по классификации API сегодня действуют только два: SJ и SL, а из 12 классов масел категории C (от CA до CI-4) остались только 6, начиная с класса F. В обозначениях классов масел категории C после букв используются цифры 2 или 4, которые соответствуют типу дизельных двигателей: 2-тактному или 4-тактному (например, CD-II, CF-4, CF-2, CG-4).

Классификация API не фиксирована и постоянно пополняется новыми классами, которые приходят на смену устаревшим. Последние не снимаются с производства, а продолжают выпускаться для обслуживания автомобилей с определенными типами двигателей (они указаны производителем в качестве рекомендованных в руководстве по их эксплуатации). Обновленные редакции классификации API предлагают варианты равноценной замены масел: например, вместо универсальных продуктов классов SE/CC и SF/CC рекомендуется использовать масла класса SG. Моторные масла новых классов SJ и СН позиционируются как самые лучшие и надежные в эксплуатации на сегодняшний день.

Если моторное масло прошло все тестовые испытания и получило лицензию по классификации API, ему присваивается маркировка в виде логограммы, которая наносится на этикетку любой упаковки соответствующего масла. По ней можно получить необходимый минимум важной информации о рабочих характеристиках и свойствах продукта.В верхнем полукольце логограммы имеется условное обозначение класса масла по API, в нижнем полукольце указано, является ли это масло энергосберегающим (Energy Conserving). На степень энергосберегающих свойств указывают римские цифры после аббревиатуры EC, например:

  • ЕС I – не менее 1,5 %;
  • ЕС II – не менее 2,5 %;
  • ЕС III – не менее 3 %  (приведенные значения экономии были получены в лабораторных условиях).

Экономия топлива обычно достигается за счет снижения трения в узлах двигателя. Признаком энергосберегающего масла является его относительно низкая вязкость, класс которой по классификации SAE J 300 (подробнее о ней читайте ниже) указывается в центральном круге логограммы. В состав таких масел входят специальные присадки (модификаторы трения), которые и обеспечивают его высокие антифрикционные свойства. Отсутствие надписи Energy Conserving в нижнем полукольце логограммы или соответствующей аббревиатуры EC говорит о том, что значимой экономии топлива это масло не дает.

Класс API Область и условия применения
Категория Service
SJ Масла для бензиновых двигателей, отвечающие высоким требованиям в отношении расхода масла в двигателе, энергосберегающих свойств (экономии топлива) и способности выдерживать нагрев, не образуя отложений. Это позволяет эффективно эксплуатировать двигатели автомобилей, выпущенных до 1997 г. и ранее, хотя масла данной категории предназначены для двигателей автомобилей, выпущенных до 2001 г.
SL Масла, предназначенные для бензиновых двигателей, выпущенных в 2001 г., обладающие существенно улучшенными антиокислительными, противоизносными, моющими и энергосберегающими свойствами. Согласно планам разработчиков новых классов масел, следующий класс в категории "S" будет введен в 2004 г.
Категория "Commercial"
CF Масла, предназначенные для дизелей внедорожной техники, имеющих разделенную камеру сгорания и работающих на топливе с повышенным содержанием серы (от 0,5 % и более).
CF-4 Масла, предназначенные для 4-тактных дизелей грузовых автомобилей, осуществляющих перевозки по автострадам. Обладают лучшими моющими свойствами, чем масла класса CE, и могут заменять их в дизелях, выпущенных до 1990 г.
CF-2 Масла, предназначенные для двухтактных дизелей транспортных средств, заменяют масла класса CD-II, так как обладают лучшими моющими и противоизносными свойствами.
CG-4 Масла, предназначенные для 4-тактных дизелей внедорожных машин и грузовых автомобилей, выполняющих по токсичным выбросам нормы, установленные в США с 1994 г. В сравнении с маслами класса CF-4 обладают лучшими моющими, противоизносными, антикоррозионными свойствами, меньшей вспениваемостью при высокой температуре и хорошо сочетаются с малосернистыми дизельными топливами (содержание серы менее 0,05%). Заменяют масла CF-4 в ранее выпущенных двигателях.
CH-4 Масла, предназначенные для 4-тактных дизелей грузовых автомобилей и внедорожной техники, выполняющих по токсичным выбросам нормы, введенные в США в 1998 г. В сравнении с маслами класса CG-4 обладают лучшей способностью предотвращать рост вязкости масла даже при большом накоплении в нем сажи. Обеспечивают чистоту составных поршней со стальной головкой и юбкой из легкого сплава, хорошо сочетаются с топливами, содержащими различное количество серы. Заменяют масла CF-4 и CG-4 в ранее выпущенных двигателях, имеют большой срок службы (пробег до смены масла).
CI-4 Масла, предназначенные для 4-тактных дизелей грузовых автомобилей, работающих на топливе с содержанием серы до 0,05 %, выполняющих по токсичным выбросам нормы, введенные в США в 2004 г., оборудованных системой рециркуляции отработавших газов. Превосходят по эксплуатационным свойствам масла классов CH-4, СG-4 и заменяют их в ранее выпущенных дизелях.

Так как классификация API ориентирована на американские марки автомобилей, европейские автопроизводители разработали свою собственную классификацию ACEA, учитывающую конструкционные и эксплуатационные особенности автомобилей стран Западной Европы. Европейские двигатели значительно отличаются американских: у них малый удельный вес, они чаще всего работают на максимальных оборотах и в условиях напряженного городского уличного  движения. Также следует отметить, что в парке легкового автотранспорта европейских стран преобладают автомобили с дизельным двигателем, что тоже накладывает отпечаток на требования, которые предъявляют к моторным маслам европейские производители. Они гораздо жестче, чем требования, учтенные в американской классификации API, и методы тестирования моторных масел, использованные в этих двух классификациях, совершенно разные.

 

Классификация ACEA

Классификация Association des Constructeurs Europeens d`Automobiles (Ассоциация европейских производителей автомобилей) была создана и введена в действие в 1996 году. В соответсвие с ней выделяются три основных категории моторных масел:

  • А – для использования в бензиновых двигателях;
  • B – для использования в дизельных двигателях малой мощности;
  • E – для использования в дизельных двигателях большой мощности.

Соответствующий класс масла внутри каждой категории обозначается цифрами, кроме того, указывается год утверждения спецификации (например, ACEA А1-96, ACEA E4-99).

Большое внимание уделяется моющим качествам масла, так как именно это свойство считается одним из главных условий надежной работы двигателей.

 

Классификация SAE

SAE (Society of Automotive Engineers – Американская Ассоциация автомобильных инженеров) – еще одна популярная и признанная во всем мире классификация моторных масел.Ее основной критерий – вязкость масла и все свойства, связанные с его текучестью, так как именно от этого параметра масла зависит надежная работа двигателя в различных температурных условиях окружающей среды.

Эта классификация ориентирована на температуру окружающей среды, при которой моторное масло сохраняет свои рабочие характеристики и обеспечивает нормальную работу двигателя по следующим параметрам: возможность легкого запуска двигателя в холодное время года, возможность прокачки  масла в смазочной системе, когда недопустимо отсутствие смазки в узлах трения двигателя, обеспечение надежной смазки при работе двигателя на максимальной скорости с большими нагрузками в течение длительного периода времени.

По SAE все моторные масла условно разделяются на «зимние» и «летние»:

  • 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W (буква W означает «зимнее» (от англ. winter – зима), цифра – максимальное значение динамической вязкости при низких температурах и минимальное значение кинематической вязкости при +100 °С);
  • 20, 30, 40, 50, 60 (отсутствие буквы означает, что масло - «летнее», цифра указывает на пределы кинематической вязкости при +100 °С и минимальное значение динамической вязкости при 150 °С и скорости сдвига 106 с-1).

Если в обозначении марки масла присутствуют обе части, то оно подходит для использования в любое время года, то есть является «всесезонным» (например, 20W-40, 10W-30). Такое масло одинаково сохраняет свою текучесть как при низких, так и при высоких температурах. Это свойство достигается за счет присутствия в составе продукта макрополимерных присадок или за счет использования синтетической основы.

Классификация SAE J 300 APR 97 принята и действует с апреля 1997 года.