Основная функция любого моторного масла заключается в образовании тонкой разделительной пленки, которая изолирует сопряженные поверхности друг от друга, предотвращая тем самым образование на них задиров и продлевая срок службы. Заполняя зазоры между составляющими частями цилиндро-поршневого узла, масло предотвращает прорыв выхлопных газов из камеры сгорания в картер.
Кроме того, моторное масло выполняет следующие функции:
- обеспечивает отвод тепла, которое выделяется при сгорании топлива и в процессе трения подвижных частей двигателя;
- защищает металлические поверхности от коррозии;
- препятствует образованию осадка и нагара;
- нейтрализует кислоты, которые образуются в результате сгорания топлива и окисления масла;
- обеспечивает стабильную эмульсионную среду для удержания в ней частиц износа и старения материала, а также удаление их из узла трения.
Как выбирать масло
Следует помнить, что использование масла, отличающегося от указанного производителем в спецификации к данному автомобилю, не гарантирует надежную работу двигателя. Даже более дорогие масла с заведомо лучшими свойствами могут оказаться непригодными для использования в двигателе конкретной модели. Так, например, для некоторых отечественных автомобилей с устаревшими силовыми установками применение вместо рекомендованного минерального какого-либо синтетического моторного масла может привести к повреждению резиновых или пластмассовых элементов ДВС. При этом все очевидные преимущества синтетического масла останутся нереализованными, а средства, потраченные на его приобретение, не окупятся.
Моторное масло должно обеспечивать надежное смазывание деталей двигателя во всем диапазоне рабочих температур. Оно должно быть достаточно жидким, чтобы свободно поступать ко всем узлам, нуждающимся в смазке. В то же время, слишком малая его вязкость не обеспечит устойчивого масляного слоя в зоне трения. Вязкостно-температурные свойства могут сильно различаться в зависимости от состава смазочного материала и температуры окружающей среды, поэтому при выборе моторного масла для двигателя грузового автомобиля необходимо ориентироваться на его принадлежность к определенной категории по общепринятой международной системе классификации SAE. По данной классификации моторные масла подразделяются на шесть зимних классов вязкости с обозначениями SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W, SAE 25W и пять летних классов с обозначениями SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50 и SAE 60. Всесезонные масла имеют двойное обозначение вязкости, например: SAE 5W-30, SAE 10W-40.
Требования к вязкости моторных масел для разных автомобилей могут существенно отличаться. При выборе моторного масла для грузового автомобиля следует, прежде всего, учитывать требования производителя к типу масла и его вязкости, которые указаны в фирменных спецификациях. По возможности желательно использовать моторные масла тех марок, которые указаны в инструкциях и спецификациях.
Эксплуатация масла
Замена масла должна осуществляться в строгом соответствии со сроками, рекомендованными заводом-производителем. Соблюдение интервалов замены масла (особенно при использовании топлива с высоким содержанием серы) способствует сохранению масла чистым и предотвращает его разложение. Одновременно с заменой масла следует производить и замену масляного фильтра. Увеличение интервалов между заменами масла и фильтров может привести к образованию осадка, который трудно удаляется даже при соблюдении оптимального графика техобслуживания в дальнейшем.
Передвижение грузового автомобиля в условиях города, по проселочным дорогам или бездорожью в основном происходит на низших передачах. При этом для преодоления одних и тех же расстояний двигатель совершает большее количество оборотов, чем на высших передачах в более комфортных условиях шоссе. Такой режим эксплуатации требует производить замену моторного масла в 1,5-2 раза чаще, чем рекомендовано в руководстве по эксплуатации.
Автомобили с солидным пробегом также требуют более частой замены масла и фильтров, так как уже изношенные узлы и детали создают для двигателя более жесткие условия работы (например, увеличение зазоров между цилиндрами и поршнями может спровоцировать выброс раскаленных газов в картер).
При эксплуатации грузового автомобиля преимущественно в пыльных условиях, а также при использовании топлива низкого качества в масле образуются примеси продуктов неполного сгорания и пыли из воздуха. При таком режиме эксплуатации поры масляного фильтра быстро забиваются, поэтому его необходимо заменять чаще, чем само масло.
Если масло в двигателе быстро темнеет, это не всегда означает, что оно утратило свои свойства и рабочие характеристики. Наоборот, потемнение обычно свидетельствует об эффективной работе масла по удалению из зоны трения различных примесей, таких как нагар, продукты частичного сгорания топлива, износа, прочих загрязнений.
Крайне не рекомендуется смешивать минеральные и синтетические масла, а также масла различных марок. Несмотря на то, что основы таких масел, как правило, совместимы между собой, в их составе имеются различающиеся наборы присадок, которые при взаимодействии могут образовывать нерастворимый осадок. По этой причине при доливе желательно использовать масло того же типа и той же марки, которое было залито в двигатель ранее.
Если в двигателе грузового автомобиля постоянно использовалось масло одной марки, и его обслуживание производилось в должные сроки, то промывку двигателя при очередной замене масла можно не делать. В подержанном грузовике перед первой заменой масла систему смазки следует тщательно промыть соответствующим промывочным маслом. Это необходимо сделать для того, чтобы избежать возможного засорения масляного фильтра осадками, которые образуются при несовместимости нового масла с остатками старого.
В масле, циркулирующего в масляной системе двигателя, при длительной эксплуатации образуются кислоты. Для предотвращения коррозии поршней, поршневых колец и цилиндров в состав масел вводятся нейтрализующие присадки. Однако при низкой температуре взаимодействие нейтрализующих присадок и кислот происходит недостаточно эффективно, поэтому перед тем, как подвергать грузовой автомобиль большим эксплуатационным нагрузкам, моторное масло необходимо прогреть на низких оборотах двигателя.
Для профилактики и своевременного обнаружения утечки масла следует регулярно осматривать двигатель снаружи, следить за уровнем масла и давлением в масляной магистрали. Низкий уровень масла свидетельствует о его перерасходе, утечке через уплотнители сальника или о повреждениях в маслопроводе. Колебания давления указывают на возможную неисправность (повреждение масляного насоса, заедание предохранительного клапана и т.п.). Своевременное устранение выявленных неисправностей поможет предотвратить выход двигателя из строя и его дорогостоящий ремонт.
Требования к моторным маслам, предъявляемые производителями грузовых автомобилей
В соответствии с классификациями АРI (Американского института нефти) и ACEA (Европейская классификация эксплуатационных свойств масел), основные свойства и характеристики моторных масел должны соответствовать требованиям производителей автомобилей и других заинтересованных сторон.
Крупные производители грузовых автомобилей обычно проводят предварительные испытания тех смазочных материалов, которые они намерены использовать для обслуживания своей автотехники. В случае положительных результатов таких испытаний на упаковку масла наносится дополнительная маркировка в виде фирменного знака или особого кода. Такое масло признается пригодным для применения в двигателях автомобилей данной марки, так как оно получило одобрение завода-производителя.
Список моторных масел, одобренных автопроизводителем, с течением времени может меняться – снимаются с производства устаревшие продукты; появляются новые масла, успешно прошедшие испытания. Это обстоятельство поспособствовало тому, что многие иностранные производители смазочных материалов в последние годы стали учитывать требования и российских автопроизводителей. На сегодняшний день на российском рынке доступен широкий ассортимент как импортных, так и отечественных моторных масел для грузовых автомобилей.