К смазочным материалам для ступичных подшипников, шарниров рулевого управления, карданных шарниров и других наиболее ответственных узлов трения автомобилей предъявляется целый перечень обязательных требований, среди которых:
- высокая несущая способность;
- стабильность при повышенных температурах и скоростях движения;
- хорошие противоизносные и антикоррозионные свойства.
Для многих узлов трения автомобилей применяется ресурсное смазывание, при котором пластичная смазка закладывается во время сборки узла, обеспечивая его работоспособность в течение всего срока службы.
Таким образом, долговечность дорогостоящих автокомпонентов в значительной степени определяется качеством применяемого при их монтаже смазочного материала, а надежность этих узлов непосредственно влияет на безопасность автомобиля.
Практика эксплуатации показывает, что ресурс узлов зачастую снижается из-за выброса и разрушения смазки.
Смазки, применяемые в ступицах колес, шарнирах рулевого управления, карданных шарнирах, из-за недостаточной герметичности этих узлов подвергаются смыванию водой в дождливую погоду или при преодолении автомобилем водных преград. Таким образом, одним из обязательных требований к автомобильным смазкам, является высокая водостойкость. Материалы, не соответствующие этому требованию, быстро вымываются из узла, что приводит к его износу.
Необходимо отметить, что применительно к пластичным смазкам водостойкость обозначает несколько свойств: растворимость в воде, способность поглощать влагу из окружающей атмосферы (гигроскопичность), проницаемость смазочного слоя для паров влаги, его устойчивость к действию капельной и струйной воды.
Очевидно, что водостойкость непосредственно влияет на антикоррозионные свойства материала, поэтому устойчивость смазочного слоя к разрушающему действию потока воды является одним из показателей защитных свойств пластичных смазок.
Стандарты на отечественные пластичные смазки, применяемые для обслуживания автомобилей, не предусматривают проведения их испытаний на водостойкость. Пластичные смазки Molykote для рассматриваемых узлов трения (см. табл. 1) проходят испытания согласно ASTM D 1264. В соответствии с этим методом стандартный шариковый подшипник качения заполняется пластичной смазкой (массой 4 г). На закрепленный в корпусе подшипник, вращающийся с частотой 600 об./мин., через сопло диаметром 1 мм направляется струя воды температурой 79 С (температура воды весьма сильно влияет на смываемость). Скорость подачи струи – 5 мл/с. По прошествии 60 минут количество вымытой смазки определяется путем взвешивания, результаты представляются в процентах.
В этом тесте реализуются предельно жесткие условия, не характерные для нормальной работы узла, однако он позволяет получать достоверные данные в результате относительно быстрого по времени испытания. Некоторые результаты испытаний пластичных смазок Molykote на смываемость водой по ASTM D 1264 (%) представлены на графике ниже.
У автомобильных смазок наивысшей категории качества смываемость не должна превышать 15 %. На графике видно, что продукты Molykote имеют существенный запас по данному показателю, подтвержденный многочисленными фактами их успешного применения.
Подобрать пластичную смазку Molykote для тех или иных узлов трения автомобиля в соответствие с их требованиями легко с помощью нижеследующей таблицы.
Таблица 1.
Узлы трения | Требования к продукту | Рекомендуемые смазки |
Подшипники качения ступиц колес | Работоспособность при ударных и вибрационных нагрузках, высоких температурах, водостойкость, стойкость к окислению | Molykote BR2 Plus, Molykote Longterm 2/78G, Molykote G-4700, Molykote BG-20, Molykote Multilub, Molykote G-2001 |
Шаровые шарниры подвески и управления | Водостойкость, защита от коррозии, низкий коэффициент трения | Molykote PG-75, Molykote Longterm 2/78G, Molykote G-72, Molykote YM-102 |
Карданные шарниры равных угловых скоростей | Водостойкость, высокие противозадирные свойства, защита от коррозии | Molykote Longterm 2 Plus, Molykote BR2 Plus |