Базовое масло и загуститель – основные компоненты любой пластичной смазки. Улучшить и придать новые эксплуатационные свойства этим материалам в состав вводят твердые наполнители и присадки.
Мыльные загустители применяются в большинстве смазок. Они представляют собой соли жирных кислот различных металлов. Наиболее распространены алюминиевые, кальциевые, литиевые мыла и их комплексы. Загуститель определяет название группы пластичной смазки.
Литиевые смазки
Изготовленные на основе литиевого мыла или его комплексов пластичные смазки, относят к литиевым смазкам.
По типу загустителя можно определить характеристики материала, его свойства и область применения. Загуститель также влияет на водостойкость, температуру каплепадения, механическую стабильность и рабочий диапазон температур.
Первую в мире литиевую смазку изобрели в США. 3 марта 1942 года был зарегистрирован патент №2274675 американским инженером-химиком Кларенсом Э. Эрлом. Так началась новая эра в индустрии смазочных материалов.
Сегодня более 70 % выпускаемых смазок являются литиевыми. Литиевый загуститель – один из самых дешевых, но, тем не менее, он придает пластичным смазкам достаточно высокие рабочие характеристики.
Литиевые мыла, по сравнению с прочими щелочными, имеют ряд достоинств: большая водостойкость, чем у натриевых материалов, лучшая термостойкость, чем у натриевых и кальциевых смазок, а также отличная механическая стабильность.
Главные преимущества литиевых смазок – универсальность и многофункциональность.
Сегодня производится огромное количество разнообразных литиевых смазок. Они изготавливаются на основе синтетических, полусинтетических и минеральных масел, содержат различные твердосмазочные добавки и присадки. Этот состав решает большое количество задач, стоящих перед сервисными предприятиями и промышленными компаниями. Пластичные смазки на основе комплексных и простых литиевых загустителей удовлетворяют самым разнообразным требованиям и широко применяются в различных сферах деятельности (промышленность, обслуживание автомобильной и специальной техники и т.д.).
Минеральные литиевые смазки
Абсолютное большинство минеральных литиевых смазок работают при температурах от -40 °С до +150 °С. При том, что у них достаточно высокие рабочие характеристики, минеральные смазки дешевле синтетических и полусинтетических. А применяются они в большинстве узлов и механизмов, где условия эксплуатации среднестатистические.
Но минеральное масло накладывает некоторые ограничения на область применения смазки. Например, такие масла вызывают разрушение или набухание некоторых видов резин и пластмасс. Поэтому, перед серийным применением в узлах с сочетанием пар трения «металл резина» или «металл-пластмасса» необходимо провести тест на совместимость.
Синтетические литиевые смазки
Многие синтетические масла, используемые сейчас в качестве базовых, были разработаны еще в прошлом веке. Ввиду того, что стоимость таких масел высока, доля синтетических пластичных смазок на рынке составляет лишь малую часть от общего объема.
Более высокая термостойкость, механическая и химическая стабильность позволяет применять такие материалы практически в любых узлах, в том числе в парах трения «металл-резина» и «металл-пластмасса».
Силиконовые смазки
Одним из видов синтетических смазок являются силиконовые, которые в качестве базового компонента содержат силиконовые масла. Силиконовые литиевые смазки обладают:
- низким коэффициентом трения;
- отличными водоотталкивающими свойствами;
- длительным сроком службы;
- химической стойкостью и инертностью;
- высокими диэлектрическими свойствами;
- высокой адгезией;
- широким рабочим температурным диапазоном;
- безопасностью (не вредят здоровью человека).
Но силиконовые литиевые смазки не лишены недостатков – они обладают невысокой несущей способностью.
Смазки на основе эфиров
Смазки, изготовленные на основе синтетических эфирных масел, отлично работают при высоких скоростях. Фактор скорости таких материалов равен 1300000 мм⋅об/мин и выше.
- Преимущества эфирных литиевых смазок:
- устойчивы к смыванию водой;
- хорошо защищают от коррозии;
- длительный срок службы;
- обладают шумопоглащающими свойствами.
Смазки на основе полиальфаолефинов
Это наиболее популярная категория среди синтетических литиевых смазок. ПАО-масло в составе литиевых смазок дает им дополнительные преимущества:
- низкая коксуемость;
- большая вязкость, по сравнению с минеральными маслами;
- высокая стойкость к окислению;
- термостабильность;
- низкая температура застывания;
- высокие антикоррозионные свойства.
Полиальфаолефиновые (ПАО) смазки среди прочих синтетических материалов самые дешевые, поэтому эта группа смазок одна из самых востребованных в современной промышленности.
Комплексные смазки
В комплексных литиевых смазках в качестве загустителей применяют дополнительные компоненты – мыла литиевых солей уксусной, адипиновой, азелаиновой и других кислот.
Комплексные литиевые смазки обладают тем же набором характеристик, что и обычные литиевые, за исключением более высокой границы рабочих температур. Они более устойчивы к воздействию воды, имеют более высокую механическую стабильность и уменьшенное маслоотделение. В зависимости от базового масла их рабочие температуры могут составлять от -50 до +230 °С.
Как правило, такие смазки используют в автомобильной, станкостроительной, текстильной и других отраслях промышленности.
Литиевые смазки EFELE
Литиевые смазки производства компании «Эффективный Элемент» не уступают по качеству аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.
Линейка литиевых смазок EFELE представлена материалами на базе минеральных и синтетических масел.
К минеральным литиевым смазкам относятся
Пластичные многоцелевые литиевые смазки
Пластичная смазка EFELE MG-213 с противозадирными присадками также относится к минеральным, но при ее изготовлении использован литиевый комплекс, благодаря чему ее верхняя граница рабочих температур равна +160 °С.
EFELE SG-311 – синтетическая литиевая смазка на базе полиальфаолефинового (ПАО) масла. Она совместима с эластомерами и пластмассами и работает даже при высоких скоростях и низких температурах до -60 °С.
Применение литиевых смазок
Cмазки на литиевом мыле используются для обслуживания зубчатых передач, шарниров, направляющих, подшипников и других узлов трения различного промышленного оборудования, судовых механизмов, сельскохозяйственной, дорожно-строительной, гусеничной тезники и автомобильного транспорта. Наличие противозадирных присадок расширяет область применения смазок, например, они используются в аварийных ситуациях, препятствуя усиленному износу и выходу из строя механизмов.
Добавление дисульфида молибдена в состав смазок повышает их несущую способность. Это позволяет применять их при обслуживании узлов и механизмов тяжелой техники, общепромышленных высоконагруженных подшипников и других узлов, которые работают при высоких нагрузках и воздействии пыли.
Комплексные литиевые смазки с пакетом присадок можно применяются для обслуживания автотранспортных средств, специальной техники, промышленного оборудования, работающего при повышенных нагрузках и температурах.
Высоковязкие синтетические литиевые смазки можно использовать как в обычных, так и экстремальных условиях, например при более низких температурах, более высоких скоростях. Они совместимы с пластмассами, эластомерами и широко применяются в общепромышленном оборудовании, узлах трения точних приборов и механизмов, транспортной технике.
Заключение
Область применения комплексных и простых литиевых смазок не ограничена приведенными примерами. Они эффективно решают множество задач при обслуживании и ремонте транспорта и оборудования в любых климатических зонах и любых отраслях промышленности.