Дисульфид молибдена – это природный минерал (молибденит) с ярко выраженной слоистой структурой (рис. 1). Связь между слоями достаточно слабая, поэтому сдвиговое сопротивление по плоскости раздела незначительное. Именно этим обусловлен низкий коэффициент трения, который сохраняется даже при сильном нагреве и высоких нагрузках. Благодаря уникальным антифрикционным свойствам дисульфид молибдена широко используется в качестве наполнителя для пластичных смазок и масел. При добавлении дисперсии дисульфида молибдена в моторные и редукторные масла повышаются их эксплуатационные свойства. Высокодисперсные частицы дисульфида молибдена обладают хорошей адгезией, при введении в зону трения они заполняют микронеровности поверхностей и, тем самым, увеличивают их опорную площадь. Частицы ориентированы параллельно направлению скольжения и в процессе трения образуют гладкую, скользкую защитную пленку (рис. 2).
Рис. 1. Слоистая структура дисульфида молибдена |
Рис. 2. Формирование смазочной пленки дисульфида молибдена в процессе трения (механизм установлен с помощью сканирующего электронного микроскопа) |
Применение дисульфида молибдена наиболее эффективно в граничном и смешанном режимах смазки – в этих условиях твердое смазочное вещество снижает трение, предотвращает задиры и заполняет впадины микронеровностей поверхности, облегчая тем самым приработку.
Различные отечественные и зарубежные лаборатории проводили экспериментальные исследования по влиянию дисульфида молибдена (MoS2) на трибологические свойства пластичных смазок и масел. Испытания проходили по стандартной методике на четырехшариковой машине трения. Оценивались несущая способность смазочных материалов (нагрузка сваривания Pс) и их противоизносные свойства (диаметр пятна износа Du). В нижеследующей таблице (1) представлены результаты испытаний пластичной смазки ЦИАТИМ-201, индустриального масла И-20А с добавлением дисульфида молибдена в различных пропорциях и без него, а также дисперсии Molykote M-55 с 10-процентным содержанием MoS2 в минеральном масле. Данная дисперсия рекомендована производителем (компанией Dow Corning) в качестве присадки, увеличивающей несущую способность масел для тяжелонагруженных узлов трения.
Анализ данных, указанных в таблице 1, показывает, что введение дисульфида молибдена в смазочный материал позволяет увеличить несущую способность смазочного слоя в 1,1-2,2 раза, а также снизить износ в 1,1-1,5 раза (в зависимости от концентрации).
Таблица 1. Обзор результатов исследований по влиянию дисульфида молибдена на трибологические свойства масел и пластичных смазок
Базовый смазочный материал |
Относительное количество MoS2, % масс. |
Нагрузка сваривания Pс, Н |
Диаметр пятна износа Dи (мм) при нагрузке |
Источник данных |
||
196 Н |
392 Н |
800 Н |
||||
Пластичная смазка ЦИАТИМ-201 |
0 |
1235 |
0,73 |
- |
- |
[1] |
10 |
2766 |
0,51 |
- |
- |
||
Масло индустриальное И-20А |
0 |
1099 |
- |
0,99 |
- |
[2] |
0,1 |
1167 |
- |
0,66 |
- |
||
1 |
1844 |
- |
0,7 |
- |
||
5 |
2325 |
- |
0,88 |
- |
||
Дисперсия Molykote M-55 |
10* |
3000 |
- |
- |
1,35 |
[3] |
* - содержание в товарном продукте
Для комплексной оценки всех трибологических показателей, на которые влияет дисульфид молибдена, включая прирабатываемость и антифрикционность, в научно-исследовательской лаборатории «Триботехника» Брянского государственного технического университета были проведены реальные испытания. В эксперименте «участвовали» чистое масло И-20А и масло И-20А с добавлением дисперсии дисульфида молибдена Molykote M-55 в рекомендуемом производителем количестве (5 % от объема).
Для проведения опытов использовалась автоматизированная машина трения МИ-1М (рис. 3), значения коэффициента трения f и линейного износа h регистрировались в режиме реального времени.
Рис. 3. Автоматизированная машина трения МИ-1М
Накопление износа и изменение коэффициента трения при смазывании образцов маслом И-20А и маслом И-20А с добавлением дисперсии Molykote M-55 представлены на графиках (рис. 4, 5).
Рис. 4. Кривые изнашивания для образцов, смазываемых маслом И-20А и маслом И-20А с добавлением 5 % дисперсии дисульфида молибдена Molykote M-55
Рис. 5. Графики изменения коэффициента трения для образцов, смазываемых маслом И-20А и маслом И-20А с добавлением 5 % дисперсии дисульфида молибдена Molykote M-55
По результатам испытаний был выявлены следующие трибологические показатели (табл. 2).
Таблица 2. Значения трибологических показателей по результатам испытаний
Трибологическое свойство |
Показатель |
Значение показателя |
|
масло |
масло + дисперсия Molykote M-55 |
||
Прирабатываемость |
Время приработки t0, ч |
1,33 |
1,58 |
Приработочный износ h0, мкм |
7,50 |
6,50 |
|
Отношение коэффициентов трения f0/f |
1,24 |
1,55 |
|
Антифрикционность |
Установившийся коэффициент трения f |
0,145 |
0,123 |
Износостойкость |
Суммарный износ h, мкм |
15,40 |
11,80 |
Скорость изнашивания в период нормального изнашивания ɣ, мкм/ч |
1,69 |
1,20 |
|
Скорость изнашивания за общее время испытаний ɣΣ, мкм/ч |
2,57 |
1,97 |
Таким образом, проведенные испытания показали, что при добавлении в индустриальное масло И-20А 5-процентной дисперсии дисульфида молибдена Molykote M-55 износ узлов в процессе приработки уменьшился на 15 %. Это говорит о том, что данный процесс проходил более плавно и с меньшими потерями. Скорость изнашивания уменьшилась на 41 %, потери на трение – в среднем на 18 %.
Следует ожидать, что в ходе реальной эксплуатации пропорционально коэффициенту трения снизится температура фрикционного нагрева масла, а соответственно, и интенсивность его окисления. В результате значительно увеличится срок замены масла.
Комплексный эффект от применения дисперсии Molykote M-55 в качестве присадки к маслу наглядно демонстрирует диаграмма на рис. 6.
Рис. 6. Эффект от применения дисперсии Molykote M-55 в качестве присадки к маслу