Разновидность запорной арматуры, в которой запирающий или регулирующий элемент перемещается перпендикулярно к оси потока рабочей среды, называется задвижкой.
Этот тип трубопроводной арматуры получил широкое распространение не только благодаря простоте конструкции, но и за счет:
- малого гидравлического сопротивления рабочей среде при полностью открытом проходе;
- возможности применения в различных условиях эксплуатации: при наличии потоков большой вязкости, высоких температурах и давлении.
Эти свойства делают актуальным применение задвижек в магистральных трубопроводах, призванных обеспечивать постоянное высокоскоростное движение среды без больших потерь на сопротивление.
Основными элементами задвижек являются маховик, ходовой винт, прижимная втулка, резьбовые соединения, корпус съемной головки, прокладка, запорный элемент и уплотнение.
Задвижки управляются вручную (с помощью штурвала) или за счет приводов (электрических, гидравлических, реже пневматических). Если задвижка с ручным управлением имеет большой диаметр, то для уменьшения усилий открытия-закрытия на ней, как правило, установлен редуктор.
Исходя из конструкции запорного органа различают клиновые, параллельные, шиберные и шланговые задвижки.
В процессе эксплуатации задвижек привод запорного элемента подвергается большим нагрузкам, нередко возникают такие проблемы как:
- потеря герметичности вследствие старения и износа уплотнительных элементов и поверхности седла;
- коррозия деталей задвижек;
- трудности при демонтаже.
Предотвратить появление указанных проблем помогают смазочные материалы, свойства и характеристики которых соответствуют условиям эксплуатации задвижек. При подборе смазок необходимо также учитывать их совместимость с материалами, из которых изготовлены некоторые элементы запорной арматуры (металл, пластик, эластомеры).
Использование смазок, не отвечающих режимам эксплуатации или несовместимых с материалами задвижек, может привести к негативным последствиям: коррозии, преждевременному износу и разрушению деталей.
Пластичные смазки, пасты, компаунды, дисперсии, антикоррозионные и антифрикционные покрытия линейки Molykote разработаны специально для применения в узлах задвижек и другой запорной арматуры. Материалы стабильно работают даже в экстремальных условиях: под воздействием низких и высоких температур, влаги и химически агрессивных сред.
Смазочные материалы Molykote для запорной арматуры обеспечивают эффективную защиту узлов и элементов задвижек, способствуя увеличению их ресурса и снижению затрат на обслуживание трубопроводов.
Рекомендации по применению смазочных материалов Molykote представлены в нижеследующей таблице.
Узел трения/технологическая операция | Смазочные материалы | Функция |
Ходовой винт | Антифрикционное покрытие Molykote D-321 R | Сухая смазочная пленка защищает от коррозии, износа и налипания пыли, снижает трение |
Резьбовые соединения (болты, шпильки) | Пасты Molykote 1000, Molykote P-37, Molykote G-Rapid Plus | Защищают от коррозии, облегчают монтаж и демонтаж, обеспечивают постоянное усилие затяжки |
Уплотнительные элементы из эластомеров | Пластичные смазки Molykote 55 O-Ring, Molykote 1292, Molykote 3452, Molykote HP-870, компаунд Molykote 111 | Защищают от износа и старения, снижают трение |
Демонтаж заржавевших деталей | Дисперсия Molykote Multigliss | Обеспечивает долговременную смазку и защиту от коррозии |
Защита от коррозии | Покрытие на основе синтетического воска Molykote Metal Protector Plus | Обеспечивает долговременную защиту от коррозии |