Из всех видов соединений, применяемых в машиностроении, самыми распространенными являются резьбовые. Они обеспечивают надежное скрепление деталей, а также обладают другими достоинствами:
- просты и удобны в сборке и разборке;
- имеют небольшие габариты;
- допускают точную установку соединяемых деталей;
- обеспечивают практически любую степень затяжки.
Основными крепежными элементами резьбовых соединений являются болты, винты, гайки, шпильки.
Одним из обязательных условий качественного соединения является стабильное усилие затяжки. В его отсутствие крепеж быстро выходит из строя под воздействием циклических и динамических нагрузок. Заданное усилие затяжки гайки, к примеру, обеспечивается путем ее завинчивания с определенным моментом. Однако от 60 до 90 % прилагаемых при этом усилий расходуется на преодоление сил трения в витках резьбы. Средние значения коэффициентов трения установлены и приводятся в специальных справочниках, но могут существенно варьироваться в зависимости от конструкционных материалов деталей и условий внешней среды, в которой работают резьбовые соединения.
Сложность нормирования затяжки приводит к ее неравномерности, в результате чего стык может деформироваться и потерять герметичность. Для решения этой проблемы существуют специальные смазки для резьбовых соединений, позволяющие снижать коэффициент трения и контролировать усилие затяжки, обеспечивая ее стабильность. Кроме того, смазки защищают крепежные элементы от воздействия агрессивных факторов внешней среды и обеспечивают их беспроблемный демонтаж после продолжительной эксплуатации.
Нередко смазке резьбовых соединений не уделяется достаточно внимания, еще чаще для этих целей применяются неподходящие смазочные материалы. К примеру, индустриальные масла снижают коэффициент трения только при сборке и обеспечивают сравнительно непродолжительную защиту от коррозии. При нагреве свыше 80 °С масло начинает интенсивно окисляться, коксоваться и перестает выполнять свои функции.
В ходе лабораторных испытаний масла на болтах M12 x 60 x 1,75 класса 8.8 выявлено, что при затяжке моментом 76,1 Н•м демонтировать их без повреждений возможно только после выдержки (в течение суток) при комнатной температуре. Повышение температуры до 300 °С привело к срезу болта при попытке разборки. Это доказывает, что в таких условиях работы необходимо применять другие смазочные материалы.
Резьбовые соединения применяются практически в любом промышленном оборудовании. Машины, механизмы, инструменты работают в самых различных условиях, поэтому резьбовые соединения имеют широкий диапазон температур и нагрузок, в разной степени подвержены влиянию влаги, пыли и других агрессивных факторов окружающей среды. Очевидно, что универсального смазочного материала, который отвечал бы всем возможным требованиям, не существует, поэтому выбор резьбовой смазки необходимо осуществлять с учетом особенностей конструкции и условий работы конкретного соединения.
Например, детали соединений, работающих в агрессивных средах, изготовлены из коррозионно-стойких сталей и сплавов, а детали крепежей, подвергающихся действию высоких температур, – из жаропрочных сталей. Особенность аустенитных сталей состоит в отсутствии на их поверхностях прочных оксидных пленок, препятствующих схватыванию. Вязкость и низкие антифрикционные свойства твердых сталей и сплавов способствуют образованию задиров на витках резьбы, затрудняющих их монтаж и демонтаж. В связи с этим смазки для деталей резьбовых соединений из таких материалов должны выступать в качестве разделительной среды, препятствующей контакту металл-металл.
Резьбовые соединения обычной точности особенно подвержены коррозии, так как не являются герметичными. Демонтаж таких соединений проблематичен и может сопровождаться повреждением элементов (рис. 1).
Рис. 1. Повреждение болтов из-за коррозии
Установка прокладок под гайки в целях обеспечения необходимой герметичности малоэффективна. Намного результативнее предварительное нанесение на резьбу смазочного материала, выполняющего функции уплотнения, герметизации и защиты соединения от коррозии.
Наиболее популярным методом антикоррозионной защиты крепежа является цинкование. Несмотря на достаточную эффективность, у этого способа есть существенные недостатки: неэкологичность и высокий коэффициент трения оцинкованных элементов. При монтаже таких соединений обязательно требуется применение специального смазочного материала.
Резьбовые соединения, эксплуатируемые в условиях экстремально высоких температур (более 600 °С), предъявляют особые требования к смазочным материалам. В их составе не должны присутствовать свинец и цинк, так как эти вещества плавятся при относительно низких температурах и диффундируют в резьбовую поверхность, вызывая ее охрупчивание и образование трещин. Под воздействием дополнительных напряжений от внешних сил интенсивность этих процессов увеличивается.
Смазки для резьбовых соединений из жаростойких сплавов с никелем не должны содержать серу, фтор, хлор и некоторые другие элементы, присутствующие в обычных смазках. Взаимодействуя с никелем, эти вещества образуют соединения, приводящие к появлению внутренних напряжений в материале, образованию трещин и даже внезапному разрушению крепежа, что может стать причиной аварии.
В линейке Molykote от компании Dow Corning имеются материалы, разработанные специально для резьбовых соединений: пасты, антифрикционные покрытия, дисперсии, очистители и другие продукты. Их свойства отвечают практически всем возможным условиям эксплуатации оборудования.
Для выбора смазочного материала исходя из условий работы резьбовых соединений и характерных проблем при их эксплуатации рекомендуется использовать нижеследующую таблицу (табл.1). В ней учтены все характеристики и многолетний опыт применения материалов Molykote.
Таблица 1. Проблемы, решаемые материалами Molykote
Типичные проблемы | Материалы для решения |
Большой разброс усилия затяжки | Molykote 1000, Molykote P-37, Molykote D-7405 |
Образование задиров на резьбах и разрушение деталей при монтаже и демонтаже из-за высоких нагрузок | Molykote G-Rapid Plus, Molykote HSC Plus, Molykote P-37, Molykote D-321R, Molykote D-3484 |
Коррозия и повреждение резьб соединений, подверженных воздействию коррозионно-активных сред | Molykote Cu-7439 Plus, Molykote P-40 |
Фреттинг-коррозия и образование задиров на резьбах деталей из аустенитных нержавеющих сталей | Molykote D Paste, Molykote P-74, Molykote 1000, Molykote D-321R |
Фреттинг-коррозия и образование задиров на резьбах оцинкованных деталей | Molykote G-Rapid Plus, Molykote D-321R, Molykote D-3484 |
Повреждение болтов из жаростойких сплавов из-за образования трещин в витках резьбы | Molykote P-37 |
Затрудненный демонтаж из-за коррозии и прикипания | Molykote Multigliss, Molykote Supergliss |
Коррозия при хранении и транспортировке | Molykote Metal Protector Plus |
Антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY 1001 имеет такой же состав и обладает точно такими же рабочими свойствами, что и покрытие Molykote D-321R.
Однако покрытие MODENGY 1001 имеет одно несомненное преимущество - гораздо более низкую стоимость.
MODENGY 1001 можно приобрести в банках по 1 кг, ведрах по 4,5 кг и аэрозольных баллонах по 210 мл.
Резьбовые пасты Molykote
Самым распространенными материалами Molykote для обслуживания крепежей являются резьбовые пасты. Они представляют собой твердые смазочные материалы, диспергированные в масле. В качестве твердых смазок могут выступать графит, дисульфид молибдена, оксиды, гидроксиды, фосфаты металлов, высокодисперсные порошки меди и специальные композиции. Их содержание в пасте достигает 60 %.
Состав и характеристики резьбовых паст Molykote приведены в таблице 2.
Таблица 2. Характеристики резьбовых паст Molykote
Наименование пасты | Цвет | Базовое масло | Твердые смазочные материалы | Верхний предел рабочих температур, °С | Несущая способность (нагрузка сваривания по DIN 51350 pt. 4), H | Коэффициент трения в болтовом соединении (М12, материал 8.8) для головки болта/для резьбы |
Molykote 1000 | коричневый | минеральное | графит, медь | +650 | 4800 | 0,08/0,13 |
Molykote Cu-7439 Plus | медный | частично синтетическое | медь | +650 | 2500 | 0,10/0,17 |
Molykote D Paste | беловатый | минеральное | белые твердые смазки | +250 | 2600 | 0,08/0,13 |
Molykote G-n Plus | черный | минеральное | графит, дисульфид молибдена, специальные | +450 | 2800 | 0,06/0,12 |
Molykote G-Rapid Plus | черный | минеральное | графит, дисульфид молибдена | +450 | 5300 | 0,06/0,10 |
Molykote HSC Plus | медный | минеральное | дисульфид молибдена, медь, специальные | +1100 | 4800 | 0,09/0,14 |
Molykote P-37 | серо-черный | частично синтетическое | графит, специальные | +1400 | 4400 | 0,09/0,15 |
Molykote P-40 | желто-коричневый | частично синтетическое | политетра-фторэтилен, белые твердые смазки | +1200 | 3000 | 0,08/0,16 |
Molykote P-74 | серо-черный | синтетическое | графит, специальные | +1500 | 4800 | 0,08/0,13 |
Известно, что прочность резьбового соединения во многом зависит от распределения нагрузки по виткам резьбы. В болтовом соединении обычной конструкции гайка и болт испытывают противоположные нагрузки: гайка работает на сжатие, болт – на растяжение. При этом большую часть нагрузки воспринимают витки болта, расположенные ближе всех к опорной поверхности гайки. Наиболее нагружен крайний виток, именно его прочностью лимитируется несущая способность соединения в целом. Чтобы выровнять нагрузку, необходимо создать между витками гайки и болта прослойку пластичных металлов с помощью медной пасты.Медные пасты, помимо защитных и смазочных функций, выполняют еще одну не менее важную задачу.
Антифрикционные покрытия Molykote
В последнее время все большую популярность набирают антифрикционные покрытия (АФП). В отличие от традиционных смазок, которые применяются непосредственно перед сборкой соединений, покрытия Molykote наносятся заранее и проходят цикл отверждения. АФП подобны краскам, только вместо красящего пигмента содержат частицы твердых смазочных веществ, равномерно распределенные в смеси смол и растворителей. Большая часть антифрикционных покрытий отверждается при нормальных условиях и не требует применения дополнительного оборудования. Такие АФП используются не только в промышленности, но и в сфере ремонта техники и быту (рис. 2).
Рис. 2. Колесные болты с антифрикционным покрытием Molykote D-321R
Некоторые антифрикционные покрытия для отверждения требуют нагрева до +120…+220 °С и выдержки при установленной температуре. Такие материалы используются в промышленных условиях (например, при изготовлении метизов).
Отверждаемые АФП имеют ряд преимуществ перед традиционными резьбовыми смазками:
- лучшая защита от коррозии;
- более эффективное предотвращение заеданий и срывов резьбы;
- однократное нанесение в течение всего срока службы резьбового соединения;
- предотвращение налипания абразивных частиц благодаря способности образовывать сухую смазочную пленку.
Состав и характеристики антифрикционных покрытий Molykote приведены в таблице 3.
Таблица 3. Характеристики антифрикционных покрытий Molykote
Наименование АФП | Цвет | Твердые смазочные материалы | Связующее вещество | Верхний предел рабочих температур, °С | Условия полного отверждения (выдержка/температура), мин/°С |
Molykote 3400A LF | серый | дисульфид молибдена | эпоксидная смола | +430 | 30/200 |
Molykote 3402C LF | серый | дисульфид молибдена | органическое | +310 | 120/20 |
Molykote D-106 | темно-серый | дисульфид молибдена, графит | эпоксидная смола | +250 | 60/200 |
Molykote D-7409 | темно-серый | дисульфид молибдена, графит | полиамидимид | +300 | 30/220 |
Molykote D-3484 | серо-черный | дисульфид молибдена, графит | фенольное | +250 | 10/170 |
Molykote D-708 | черный | политетра-фторэтилен | эпоксидная смола | +240 | 20/200 |
Molykote D-7405 | желтовато-зеленый | синтетические | полиамидимид | +200 | 60/120 |
Molykote D-321R | серо-черный | дисульфид молибдена, графит | титанат | +450 | 120/23 |
Если при сборке резьбовые соединения не обрабатывались специальными смазками или покрытиями, их демонтаж может вызвать сложности. Под влиянием коррозии и прикипания может произойти срыв или деформация резьбы, разрушение деталей.
Облегчить разборку заржавевших резьбовых соединений помогут проникающие смазки: дисперсии с высокой проникающей способностью Molykote Supergliss, Molykote Multigliss и Molykote Omnigliss.