Традиционные смазочные материалы имею сравнительно небольшой диапазон рабочих температур и не самую высокую несущую способность. Наиболее эффективной альтернативой пластичным смазкам по праву считаются антифрикционные твердосмазочные покрытия (АТСП). Они сохраняют свои функции даже в экстремальных условиях эксплуатации, поэтому область их применения практически не ограничена (некоторые АТСП работают в среде вакуума и радиации).
Далее рассмотрим состав и технологию твердосмазочных покрытий, которыми обусловлены их превосходные рабочие характеристики, а также эффективность АТСП на примере конкретного материала – MODENGY 1001.
В чем особенность технологии твердой смазки?
Технологию твердой смазки разработала российская компания «Моделирование и инжиниринг». Она реализуется в уникальных покрытиях, которые создают на поверхностях деталей сухую смазочную и защитную пленку.
В состав АТСП MODENGY входят мелкодисперсные частицы твердых смазочных веществ (дисульфида молибдена, политетрафторэтилена, графита и др.), полимерные смолы и растворители. После нанесения покрытия растворитель быстро испаряется, а связующая смола застывает, прочно удерживая в ячейках своей матрицы твердые смазки.
Дисульфид молибдена (MoS2) – один из самых популярных компонентов покрытий MODENGY. На примере его слоистой кристаллической структуры легко объясняется механизм действия АТСП.
В отсутствие трения атомы молибдена расположены близко друг к другу, потому связи между ними наиболее сильны. Атомы серы, наоборот, находятся в разных углах кристаллической решетки, поэтому притягиваются слабо. Сдвигающая сила заставляет слои разных атомов скользить друг относительно друга – это явление называется эффектом «сэндвича».
Покрытие толщиной 25 мкм насчитывает более 100 слоев. Их взаимное перемещение позволяет добиться максимального сокращения силы трения поверхностей и уменьшения их износа.
Свойства и преимущества покрытия MODENGY 1001
Линейка материалов MODENGY насчитывает около 20 антифрикционных твердосмазочных покрытий. Одним из самым востребованных и популярных является MODENGY 1001 – АТСП на основе дисульфида молибдена, графита и неорганического связующего вещества.
Чаще всего данное покрытие применяется в направляющих скольжения станков, плоских пружинах, шлицевых соединениях приводных валов, матрицах и пуансонах гибочного оборудования, а также других парах трения «металл-металл».
MODENGY 1001 предотвращает скачкообразное движение контактирующих поверхностей и снижает интенсивность их износа.
Покрытие отверждается при комнатной температуре всего за 15 минут. Даже после продолжительной работы или простоя узла оно не требует повторного нанесения, чем выгодно отличается от традиционных пластичных смазок.
АТСП MODENGY 1001 обладает:
- Широким диапазоном рабочих температур (-180… +440 °С)
- Очень высокой несущей способностью (до 2500 МПа)
- Низким коэффициентом трения
- Хорошими противозадирными свойствами
- Устойчивостью к химически агрессивным средам
- Работоспособностью в условиях вакуума и радиации
- Эффективностью в запыленных средах (благодаря технологии «сухой» смазки)
Покрытие MODENGY 1001 выпускается в нескольких вариантах стандартных фасовок (банках, ведрах), а также удобных аэрозольных баллонах.
Жидкий состав наносится методом окрашивания. При необходимости распыления покрытия можно воспользоваться специальным краскопультом MODENGY.
Как наносить АТСП из аэрозольного баллона?
Узлы, которые будут обрабатываться покрытием, предварительно подготавливаются с помощью Специального очистителя-активатора MODENGY. Этот состав очищает и обезжиривает детали, способствует лучшему сцеплению АТСП с поверхностью.
Очиститель не требует смывания, испаряется без остатка в течение 10 минут.
Аэрозольный баллон с покрытием интенсивно встряхивается около трех минут до появления стука шарика. Затем с расстояния 20-30 см состав распыляется на поверхность. Незатвердевшие следы АТСП при недостаточно аккуратном нанесении удаляются Специальным растворителем MODENGY 1013.
Матовый внешний вид и сухость на ощупь покрытие приобретает уже через 10 минут. После этого возможно нанесение второго слоя АТСП или транспортировка детали к месту хранения. Полное отверждение покрытия MODENGY 1001 наступает через 15 минут при комнатной температуре.
Где применяется и какие задачи решает покрытие?
Антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY 1001 применяется для обслуживания самого различного промышленного оборудования.
Узлы, в которых используется MODENGY 1001, и задачи, которые оно решает, перечислены в таблице ниже.
Узел | Результат применения покрытия |
Винтовая пара компрессорного оборудования |
|
Ходовые винты токарных станков |
|
Фитинги из нержавеющей стали |
|
Запорные клапаны ТЭС |
|
Замки лопаточного аппарата турбины |
|
Направляющие скольжения станочных суппортов |
|
Червячная передача и шлицевой вал подъемного оборудования |
|
Ниже на фото результаты применения АТСП на некоторых узлах представлены наглядно.
Рис. 1. Винтовая пара компрессорного оборудования
Рис. 2. Фитинги из нержавеющей стали
Рис. 3. Ходовые винты токарных станков
Рис. 4. Направляющие скольжения
Качество и эффективность покрытия MODENGY 1001 подтверждает успешный опыт его применения в самых различных узлах и механизмах. Композиционный слой, который создает покрытие на поверхностях деталей, отличается своими защитными и противозадирными свойствами. АТСП не испаряется и не окисляется, сохраняет высокую несущую способность даже при экстремальных нагрузках.
MODENGY 1001 обеспечивает смазывание и защиту узлов на протяжении всего срока их службы, т.е. выступает в качестве ресурсной смазки.
Возможность применения покрытия в аэрозольной фасовке исключает необходимость в дополнительном технологическом оснащении и лишних затратах.