Зубчатые и ходовые колеса, канатные шкивы, маховики и сцепления начинают функционировать при присоединии к приводному валу.
Известны два типа соединений: шпоночные и фрикционно-посадочные. В первом случае вал и втулка соединяются путем подгона деталей по форме, во втором крутящийся момент передается между валом и втулкой посредством фрикционной посадки.
Выбор соединения зависит от величины и силы крутящегося момента, особенностей производства, проектной базы и требований к сборке.
Любые соединения вал/втулка необходимо поддерживать в исправном состоянии, защищая их от коррозийного истирания (трибокоррозии) с помощью качественных смазочных материалов.
Наиболее эффективны для этих целей антифрикционные покрытия или пастообразные твердые смазки Molykote с графитом, дисульфидом молибдена и другими добавками в составе.
Шпоночные соединения зачастую подвергаются воздействию ударных нагрузок и переменных крутящих моментов. Высокое давление в сочетании с относительно небольшим движением может привести к заклиниванию соединений.
Для предотвращения таких негативных последствий применяются антифрикционные покрытия Molykote D-321R, Molykote 7409 или Molykote 106 – выбор конкретного материала зависит от участка применения и методов нанесения (воздушная или горячая сушка).
Антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY 1001 имеет такой же состав и обладает точно такими же рабочими свойствами, что и покрытие Molykote D-321R.
Однако покрытие MODENGY 1001 имеет одно несомненное преимущество - гораздо более низкую стоимость.
MODENGY 1001 можно приобрести в банках по 1 кг, ведрах по 4,5 кг и аэрозольных баллонах по 210 мл.
Самое широкое применение антифрикционные покрытия Molykote 106 и Molykote 7409 получили в автомобилестроительной промышленности. Для того чтобы материалы действовали максимально эффективно, поверхности предварительно обрабатывают фосфатированием (толщина слоя 3 мкм). Само покрытие наносится слоем толщиной от 10 до 15 мкм.
В том случае, если обработка антифрикционным покрытием невозможна, рекомендуется использовать сборочные пасты Molykote G-n Plus, Molykote G-Rapid Plus ,а также светлые смазочные пасты Molykote TP-42, Molykote DX Paste.
Из числа пластичных смазок для шлицевых валов успешно используются Molykote Longterm 2 Plus и Molykote Longterm W2.
Все перечисленные и некоторые другие смазочные материалы Molykote проходили испытания на машине Дейбера для определения значения коррозийного истирания в соединениях вал/втулка (рис. 1).
Рис. 1.
Во избежание образования задиров и предотвращения коррозионного истирания скользящие поверхности и конусы фрикционно-посадочных соединений необходимо смазывать пастами Molykote G-n Plus или Molykote G-Rapid Plus. Досмазывание скользящих поверхностей в процессе эксплуатации рекомендуется проводить смазкой Molykote BR2 Plus.
Выбор тех или иных смазочных материалов зависит от требований, предъявляемых к коэффициентам трения продуктов. Опытным путем, с использованием методов вдавливания и выдавливания, были установлены следующие значения коэффициентов трения продуктов Molykote G-n Plus и Molykote G-Rapid Plus для прессовых посадок (рис. 2).
Рис. 2.
Таким образом, смазочные материалы Molykote не только предотвращают коррозионное истирание в шпоночных и фрикционно-посадочных соединениях, но и способствуют облегчению сборки и демонтажа деталей.